5 самых красивых станций московского метро (16 фото)
Заезжие иностранцы замирают в восхищении, разглядывая мозаики на «Киевской», настойчиво трут нос скульптуры собаки на «Площади Революции», считая, что это принесет счастье, щелкают без устали затворами фотокамер на «Маяковской». Еще бы — такой красоты нигде в мире нет.
Московское метро — один из лучших памятников эпохи социализма и одно из величайших его достижений. В метро, как в музее, собраны свидетельства великих побед когда?то великого государства. А история строительства самой подземки бережно хранится в Народном музее истории Московского метрополитена, расположенного в южном вестибюле станции «Спортивная» на втором и третьем этажах.
«Комсомольская»
Дата открытия: 15 мая 1935 года.
Архитекторы станции: Д. Н. Чечулин, А. Ф. Тархов
Архитекторы вестибюлей: А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский
Изначально планировалось назвать эту станцию «Каланчевская площадь», но в 1932 году было принято решение именовать ее в честь героически трудившихся здесь молодых строителей?комсомольцев. Поражает проект станции, ее размах (такой, что пассажирам хватает места до сих пор) и устройство (организация движения входящих и выходящих людей по специальным балконам).
Не пройдите мимо двух уникальных майоликовых панно, эскизы к ним сделал академик живописи Е. Лансере. На панно изображены молодые ребята — строители метрополитена. Художник перед началом работы досконально изучил все нюансы их работы, говорят, ему в мастерскую привозили даже строительные робы, чтобы эскиз получился как можно более реалистичным.
Макет станции в 1937 году демонстрировался на Международной выставке в Париже. Партия по заслугам воздала ее создателям: в 1941 году Дмитрию Чечулину присудили высшую награду для деятелей науки и искусства — Сталинскую премию первой степени, а художник Лансере получил такую же премию второй степени в 1943 году.
«Киевская» — кольцевая
Дата открытия: 14 марта 1954 года.
Архитекторы: Е. И. Катонин, В. К. Скугарев, Г. Е. Голубев, соавтор А. А. Марова
Инженеры?конструкторы: М. В. Головинова, А. Н.Пирожкова
Развеселым и по?южному ярким оформлением этой станции мы обязаны первому секретарю ЦК КПСС Хрущеву. Никите Сергеевичу категорически не нравились две другие станции «Киевская», расположенные рядом, он хотел, как говорится, с шиком увековечить республику, где он работал, для этого объявил конкурс.
Московскими и киевскими архитекторами было представлено 73 проекта, победили, конечно же, украинцы, группу строителей возглавил действительный член Академии архитектуры Украинской ССР Е. Катонин. Станцию посвятили 300-летию воссоединения Украины с Россией. Растительный декор и 18 ярких мозаичных панно придают «Киевской» напыщенный вид, этакий богатый колхозник, приехавший в город на выставку. Зато разглядывать мозаичные картины весьма любопытно.
Шутники узрели на одной из них «человека из будущего» — партизан, якобы разговаривает по мобильному телефону и держит на коленях ноутбук. На самом деле «мобильный» — это полевой телефон модели ТАИ-43, а то, что похоже на компьютер — крышка от ящика с телефонным аппаратом.
«Маяковская»
Дата открытия: 11 сентября 1938 года
Архитектор станции: А. Н. Душкин
Архитекторы вестибюлей: А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг, Ю. П. Афанасьев, Г. С. Мун
Художники: А. А. Дейнека, И. Л. Лубенников
Скульптор: А. П. Кибальников
Бесспорно, это самая красивая станция московской подземки, шедевр стиля ар?деко. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже станции первой очереди Московского метрополитена получили премию за подземную урбанистику, а первая колонная станция глубокого заложения «Маяковская» была удостоена Гран?при. Проект «Маяковской» получил также Гран?при на Всемирной промышленной выставке в Нью?Йорке в 1938 году, до сих пор она считается одной из самых красивых станций метро в мире.
Опоры станции подземного зала выполнены в виде металлических колонн, облицованных гранитом и нержавеющей сталью. В куполах размещены мозаичные панно, созданные по эскизам известного художника А. А. Дейнеки.
«Площадь революции»
Дата открытия: 13 марта 1938 года
Архитектор: А. Н. Душкин Скульптор: М. Г. Манизер, при участии А. И. Денисова, А. А. Пликайса, Л. К. Жданова, Г. Ф. Ветютнева, И. П. Иванова, А. А. Дивина, Е. Г. Фалько, М. А. Владимирской, В. А. Пузеревского Станция с непростой, но все же счастливой судьбой. Недаром ее легендарным скульптурам приписывают чудодейственные свойства. Московские студенты приходят сюда перед экзаменом, чтобы дотронуться до носа собаки пограничника (100-процентная гарантия от незачета), поэтому у всех четырех собак натертые до блеска морды; а прикосновение к изящной ножке студентки, говорят, излечивает от несчастной любви.
Сначала станция должна была быть «развлекательной», рядом с ней планировали построить огромный кинотеатр, но уже в процессе работы у партии появилась идея создать тут галерею образов героев революции. Авторы ужаснулись, но нашли идеальный компромисс. Работали, как всегда — на грани человеческих возможностей: 80 бронзовых скульптур были отлиты к сроку. Но вот незадача — из?за узкого пространства позы у героев революции матросов, солдат и крестьян были какими?то скрюченными. Шутники говорили, что это и есть образ советского народа — «он весь или сидит, или стоит на коленях». Но главному эксперту всех времен и народов скульптуры неожиданно понравились: «Как живые!», — одобрил товарищ Сталин, принимавший работу. Только представьте, как радовались тогда авторы станции!
За бронзовыми изваяниями стояли живые люди. Для фигуры матроса?сигнальщика позировал курсант военно?морского училища Олимпий Рудаков. В 1953 году, уже, будучи капитаном первого ранга, он танцевал вальс с королевой Великобритании Елизаветой II в день ее коронации.
Прототип революционного матроса скульптор Манизер нашел в Ленинградском высшем военно?морском училище имени М. В. Фрунзе. Алексей Никитенко, впоследствии за участие в боях с Японией, получил звание Героя Советского Союза.
Единственное, чего не продумали авторы станции, так это защиты от потомков. Револьвер матроса и карандаш изобретателя время от времени становятся добычей вандалов. Их отливают заново и возвращают на место.
«Новослободская»
Дата открытия: 30 января 1952 года
Архитекторы станции и вестибюля: А. Н. Душкин, А. Ф. Стрелков
Художники: П. Д. Корин, при участии Э. Я. Вейланда, Д. Я Бодниека, Х. М. Рысина, Э. Крестса Скульптор: Г. И. Мотовилов
Изумительные витражи этой станции были сделаны в Латвии, правда, для этого пришлось использовать стекла, предназначенные кафедральному собору в Риге. Коммунистические идеологи сомневались в необходимости именно витражей в качестве украшения станции, боялись, что они будут напоминать трудящимся церковь. Но всё обошлось, атеистам?москвичам, никогда не бывавшим в Европе и не видевшим готических соборов, витражи напоминали аквариум с картинками подводного царства. Эта станция является одним из наиболее красивых мест Москвы, хотя и находится под землей.
На «Новослободской» есть на что заглядеться: тридцать два красивейших витража, выполненные по рисункам П. Корина, украшают пилоны, они обрамлены резной полосой из позолоченной латуни чеканной работы. В годы борьбы с культом личности мозаичное панно на торцевой стене центрального зала лишилось портрета Сталина, теперь на этом месте порхают голубки.
Как это было
Первые разговоры о необходимости подземной дороги в Москве местные власти стали вести в конце XIX века, когда население столицы превысило миллион человек, и город стал нуждаться в дополнительном транспорте. В 1902 году в Большом зале Московской Городской думы состоялось обсуждение первого проекта метрополитена. Но до строительства руки так и не дошли — чиновники не смогли договориться с бизнесом, с владельцами земель, по которым должно было бы пройти метро, да и церковь своего благословения «бесовскому» исчадью не дала.
Вернулись к проекту в советское время, когда в Москве проживали уже 4 миллиона человек, а от частной собственности и невежественных попов не осталось и следа. В 1931 году Пленум ЦК принял решение — метрополитену в Москве быть! И уже 14 мая 1935 года в Колонном зале Дома Союзов метростроевцы доложили партии и лично товарищу Сталину о готовности первой очереди — 11, 2 км подземки от станции «Сокольники» до «Парка культуры» и от «Охотного ряда» до станции «Смоленская».
Именно тогда и родился известный шлягер Леонида Утесова про несчастного извозчика, который в одночасье потерял всю свою клиентуру: «метро сверкнул перилами дубовыми, сразу всех он седоков околдовал». Вся страна тогда подпевала любимому певцу: «Чтоб запрячь тебя, я утром отправляюся от Сокольников до парка на метро».Метростроевцы проявляли фантастический трудовой героизм, работали на пределе человеческих возможностей, возводили подземные дворцы быстро и на века. Во время строительства советские инженеры изобретали уникальные технологии, а в конкурсах на оформление станций участвовали выдающиеся архитекторы, художники, дизайнеры того времени — И. А. Фокин, Д. Я. Чечулин, А. В. Щусев, А. И. Душкин, Н. Я. Колли, Я. Р. Лихтенберг, Е. Н. Лансере.
Денег на оформление не жалели, только на станциях первой очереди была уложена 21 тысяча квадратных метров мрамора, который добывали на Урале, Кавказе, в Крыму и Карелии. Примечательно, что на строительство город тратил больше 20?% всего своего бюджета. Станции были похожи на роскошные подземные дворцы, а наземные павильоны — на древние пирамиды и культовые сооружения.
Еще один поразительный факт: строительство метрополитена не останавливали даже в годы войны, в 1943 году для посетителей была открыта линия от станции «Площадь Свердлова» (сейчас — «Театральная») до станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская»), протяженностью 6,2 км. А в 1944 году был пущен участок от станции «Курская» до станции «Измайловский парк» (сейчас — «Партизанская») длиной 7,1 км. Скульптором М. Г. Манизером были созданы скульптурные композиции для станции «Измайловский парк», прославляющие подвиг партизан в Великой Отечественной войне. Станцию открыли для пассажиров в январе 1944 года.
В блокадном Ленинграде, истощенные от голода люди, работали над оформлением метрополитена. Мозаичные панно, созданные художником В. А. Фроловым в 1941—42 годах для станции «Новокузнецкая», были вывезены по знаменитой Дороге жизни под непрекращающимся обстрелом врага. Во время войны московское метро превратилось в надежное бомбоубежище, спасая жизни москвичам. То, что не смогли сделать фашисты, сделала перестройка — в 90-е годы масштабное строительство метро было заморожено.
Герои всех времен и народов
В метро, как в зеркале всегда отражались политические настроения страны. В годы развенчания культа личности из павильонов исчезли портреты и скульптуры Сталина, например, на «Добрынинской» генералиссимуса «заменил» первый космонавт планеты Юрий Гагарин. Вынесли вождя с «Арбатской», «Автозаводской» и других станций.
Споры об уничтожении и восстановлении коммунистической символики в метро не затихают до сих пор. В 2010 году под сводами открывшейся после реставрации станции «Курская»-кольцевая появились строчки из Гимна СССР 1944 года: «Нас вырастил Сталин — на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил!». Тогдашний начальник метрополитена Дмитрий Гаев заявил, что это первый шаг к восстановлению исторической справедливости в подземке. Дискуссия в СМИ и интернете разразилась по этому поводу нешуточная.
Сегодняшний московский метрополитен — это более 150 станций и более 250 км путей, в последнее время москвичей чуть чаще радуют открытием новых станций, которым и в эстетическом, и в художественном смысле далеко до сооружений 30-х годов прошлого века. Хотя достойные образцы все же встречаются, например, станция «Достоевская». Ее стильный интерьер сделан в черно?белых тонах, а стены украшены панно со сценами из романов Федора Достоевского, выполненными в технике флорентийской мозаики. На одном из них изображено убийство старухи?процентщицы, тема смерти присутствует и в сюжете из «Идиота».Совершенно неожиданно это возмутило интернет?общественность. Блогеры посчитали, что мрачная тематика станции «Достоевская» станет приманкой для самоубийц и потребовали убрать депрессивные картины. Слишком мрачным оформление станции назвали и психологи. Власти обещали подумать над этим, но разумно оставили все как есть, ведь из русской литературы слов не выкинешь. К счастью, предсказания блогеров не сбылись, и станция своим оформлением только радует москвичей и гостей столицы.
Московское метро — один из лучших памятников эпохи социализма и одно из величайших его достижений. В метро, как в музее, собраны свидетельства великих побед когда?то великого государства. А история строительства самой подземки бережно хранится в Народном музее истории Московского метрополитена, расположенного в южном вестибюле станции «Спортивная» на втором и третьем этажах.
«Комсомольская»
Дата открытия: 15 мая 1935 года.
Архитекторы станции: Д. Н. Чечулин, А. Ф. Тархов
Архитекторы вестибюлей: А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский
Изначально планировалось назвать эту станцию «Каланчевская площадь», но в 1932 году было принято решение именовать ее в честь героически трудившихся здесь молодых строителей?комсомольцев. Поражает проект станции, ее размах (такой, что пассажирам хватает места до сих пор) и устройство (организация движения входящих и выходящих людей по специальным балконам).
Не пройдите мимо двух уникальных майоликовых панно, эскизы к ним сделал академик живописи Е. Лансере. На панно изображены молодые ребята — строители метрополитена. Художник перед началом работы досконально изучил все нюансы их работы, говорят, ему в мастерскую привозили даже строительные робы, чтобы эскиз получился как можно более реалистичным.
Макет станции в 1937 году демонстрировался на Международной выставке в Париже. Партия по заслугам воздала ее создателям: в 1941 году Дмитрию Чечулину присудили высшую награду для деятелей науки и искусства — Сталинскую премию первой степени, а художник Лансере получил такую же премию второй степени в 1943 году.
«Киевская» — кольцевая
Дата открытия: 14 марта 1954 года.
Архитекторы: Е. И. Катонин, В. К. Скугарев, Г. Е. Голубев, соавтор А. А. Марова
Инженеры?конструкторы: М. В. Головинова, А. Н.Пирожкова
Развеселым и по?южному ярким оформлением этой станции мы обязаны первому секретарю ЦК КПСС Хрущеву. Никите Сергеевичу категорически не нравились две другие станции «Киевская», расположенные рядом, он хотел, как говорится, с шиком увековечить республику, где он работал, для этого объявил конкурс.
Московскими и киевскими архитекторами было представлено 73 проекта, победили, конечно же, украинцы, группу строителей возглавил действительный член Академии архитектуры Украинской ССР Е. Катонин. Станцию посвятили 300-летию воссоединения Украины с Россией. Растительный декор и 18 ярких мозаичных панно придают «Киевской» напыщенный вид, этакий богатый колхозник, приехавший в город на выставку. Зато разглядывать мозаичные картины весьма любопытно.
Шутники узрели на одной из них «человека из будущего» — партизан, якобы разговаривает по мобильному телефону и держит на коленях ноутбук. На самом деле «мобильный» — это полевой телефон модели ТАИ-43, а то, что похоже на компьютер — крышка от ящика с телефонным аппаратом.
«Маяковская»
Дата открытия: 11 сентября 1938 года
Архитектор станции: А. Н. Душкин
Архитекторы вестибюлей: А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг, Ю. П. Афанасьев, Г. С. Мун
Художники: А. А. Дейнека, И. Л. Лубенников
Скульптор: А. П. Кибальников
Бесспорно, это самая красивая станция московской подземки, шедевр стиля ар?деко. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже станции первой очереди Московского метрополитена получили премию за подземную урбанистику, а первая колонная станция глубокого заложения «Маяковская» была удостоена Гран?при. Проект «Маяковской» получил также Гран?при на Всемирной промышленной выставке в Нью?Йорке в 1938 году, до сих пор она считается одной из самых красивых станций метро в мире.
Опоры станции подземного зала выполнены в виде металлических колонн, облицованных гранитом и нержавеющей сталью. В куполах размещены мозаичные панно, созданные по эскизам известного художника А. А. Дейнеки.
«Площадь революции»
Дата открытия: 13 марта 1938 года
Архитектор: А. Н. Душкин Скульптор: М. Г. Манизер, при участии А. И. Денисова, А. А. Пликайса, Л. К. Жданова, Г. Ф. Ветютнева, И. П. Иванова, А. А. Дивина, Е. Г. Фалько, М. А. Владимирской, В. А. Пузеревского Станция с непростой, но все же счастливой судьбой. Недаром ее легендарным скульптурам приписывают чудодейственные свойства. Московские студенты приходят сюда перед экзаменом, чтобы дотронуться до носа собаки пограничника (100-процентная гарантия от незачета), поэтому у всех четырех собак натертые до блеска морды; а прикосновение к изящной ножке студентки, говорят, излечивает от несчастной любви.
Сначала станция должна была быть «развлекательной», рядом с ней планировали построить огромный кинотеатр, но уже в процессе работы у партии появилась идея создать тут галерею образов героев революции. Авторы ужаснулись, но нашли идеальный компромисс. Работали, как всегда — на грани человеческих возможностей: 80 бронзовых скульптур были отлиты к сроку. Но вот незадача — из?за узкого пространства позы у героев революции матросов, солдат и крестьян были какими?то скрюченными. Шутники говорили, что это и есть образ советского народа — «он весь или сидит, или стоит на коленях». Но главному эксперту всех времен и народов скульптуры неожиданно понравились: «Как живые!», — одобрил товарищ Сталин, принимавший работу. Только представьте, как радовались тогда авторы станции!
За бронзовыми изваяниями стояли живые люди. Для фигуры матроса?сигнальщика позировал курсант военно?морского училища Олимпий Рудаков. В 1953 году, уже, будучи капитаном первого ранга, он танцевал вальс с королевой Великобритании Елизаветой II в день ее коронации.
Прототип революционного матроса скульптор Манизер нашел в Ленинградском высшем военно?морском училище имени М. В. Фрунзе. Алексей Никитенко, впоследствии за участие в боях с Японией, получил звание Героя Советского Союза.
Единственное, чего не продумали авторы станции, так это защиты от потомков. Револьвер матроса и карандаш изобретателя время от времени становятся добычей вандалов. Их отливают заново и возвращают на место.
«Новослободская»
Дата открытия: 30 января 1952 года
Архитекторы станции и вестибюля: А. Н. Душкин, А. Ф. Стрелков
Художники: П. Д. Корин, при участии Э. Я. Вейланда, Д. Я Бодниека, Х. М. Рысина, Э. Крестса Скульптор: Г. И. Мотовилов
Изумительные витражи этой станции были сделаны в Латвии, правда, для этого пришлось использовать стекла, предназначенные кафедральному собору в Риге. Коммунистические идеологи сомневались в необходимости именно витражей в качестве украшения станции, боялись, что они будут напоминать трудящимся церковь. Но всё обошлось, атеистам?москвичам, никогда не бывавшим в Европе и не видевшим готических соборов, витражи напоминали аквариум с картинками подводного царства. Эта станция является одним из наиболее красивых мест Москвы, хотя и находится под землей.
На «Новослободской» есть на что заглядеться: тридцать два красивейших витража, выполненные по рисункам П. Корина, украшают пилоны, они обрамлены резной полосой из позолоченной латуни чеканной работы. В годы борьбы с культом личности мозаичное панно на торцевой стене центрального зала лишилось портрета Сталина, теперь на этом месте порхают голубки.
Как это было
Первые разговоры о необходимости подземной дороги в Москве местные власти стали вести в конце XIX века, когда население столицы превысило миллион человек, и город стал нуждаться в дополнительном транспорте. В 1902 году в Большом зале Московской Городской думы состоялось обсуждение первого проекта метрополитена. Но до строительства руки так и не дошли — чиновники не смогли договориться с бизнесом, с владельцами земель, по которым должно было бы пройти метро, да и церковь своего благословения «бесовскому» исчадью не дала.
Вернулись к проекту в советское время, когда в Москве проживали уже 4 миллиона человек, а от частной собственности и невежественных попов не осталось и следа. В 1931 году Пленум ЦК принял решение — метрополитену в Москве быть! И уже 14 мая 1935 года в Колонном зале Дома Союзов метростроевцы доложили партии и лично товарищу Сталину о готовности первой очереди — 11, 2 км подземки от станции «Сокольники» до «Парка культуры» и от «Охотного ряда» до станции «Смоленская».
Именно тогда и родился известный шлягер Леонида Утесова про несчастного извозчика, который в одночасье потерял всю свою клиентуру: «метро сверкнул перилами дубовыми, сразу всех он седоков околдовал». Вся страна тогда подпевала любимому певцу: «Чтоб запрячь тебя, я утром отправляюся от Сокольников до парка на метро».Метростроевцы проявляли фантастический трудовой героизм, работали на пределе человеческих возможностей, возводили подземные дворцы быстро и на века. Во время строительства советские инженеры изобретали уникальные технологии, а в конкурсах на оформление станций участвовали выдающиеся архитекторы, художники, дизайнеры того времени — И. А. Фокин, Д. Я. Чечулин, А. В. Щусев, А. И. Душкин, Н. Я. Колли, Я. Р. Лихтенберг, Е. Н. Лансере.
Денег на оформление не жалели, только на станциях первой очереди была уложена 21 тысяча квадратных метров мрамора, который добывали на Урале, Кавказе, в Крыму и Карелии. Примечательно, что на строительство город тратил больше 20?% всего своего бюджета. Станции были похожи на роскошные подземные дворцы, а наземные павильоны — на древние пирамиды и культовые сооружения.
Еще один поразительный факт: строительство метрополитена не останавливали даже в годы войны, в 1943 году для посетителей была открыта линия от станции «Площадь Свердлова» (сейчас — «Театральная») до станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская»), протяженностью 6,2 км. А в 1944 году был пущен участок от станции «Курская» до станции «Измайловский парк» (сейчас — «Партизанская») длиной 7,1 км. Скульптором М. Г. Манизером были созданы скульптурные композиции для станции «Измайловский парк», прославляющие подвиг партизан в Великой Отечественной войне. Станцию открыли для пассажиров в январе 1944 года.
В блокадном Ленинграде, истощенные от голода люди, работали над оформлением метрополитена. Мозаичные панно, созданные художником В. А. Фроловым в 1941—42 годах для станции «Новокузнецкая», были вывезены по знаменитой Дороге жизни под непрекращающимся обстрелом врага. Во время войны московское метро превратилось в надежное бомбоубежище, спасая жизни москвичам. То, что не смогли сделать фашисты, сделала перестройка — в 90-е годы масштабное строительство метро было заморожено.
Герои всех времен и народов
В метро, как в зеркале всегда отражались политические настроения страны. В годы развенчания культа личности из павильонов исчезли портреты и скульптуры Сталина, например, на «Добрынинской» генералиссимуса «заменил» первый космонавт планеты Юрий Гагарин. Вынесли вождя с «Арбатской», «Автозаводской» и других станций.
Споры об уничтожении и восстановлении коммунистической символики в метро не затихают до сих пор. В 2010 году под сводами открывшейся после реставрации станции «Курская»-кольцевая появились строчки из Гимна СССР 1944 года: «Нас вырастил Сталин — на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил!». Тогдашний начальник метрополитена Дмитрий Гаев заявил, что это первый шаг к восстановлению исторической справедливости в подземке. Дискуссия в СМИ и интернете разразилась по этому поводу нешуточная.
Сегодняшний московский метрополитен — это более 150 станций и более 250 км путей, в последнее время москвичей чуть чаще радуют открытием новых станций, которым и в эстетическом, и в художественном смысле далеко до сооружений 30-х годов прошлого века. Хотя достойные образцы все же встречаются, например, станция «Достоевская». Ее стильный интерьер сделан в черно?белых тонах, а стены украшены панно со сценами из романов Федора Достоевского, выполненными в технике флорентийской мозаики. На одном из них изображено убийство старухи?процентщицы, тема смерти присутствует и в сюжете из «Идиота».Совершенно неожиданно это возмутило интернет?общественность. Блогеры посчитали, что мрачная тематика станции «Достоевская» станет приманкой для самоубийц и потребовали убрать депрессивные картины. Слишком мрачным оформление станции назвали и психологи. Власти обещали подумать над этим, но разумно оставили все как есть, ведь из русской литературы слов не выкинешь. К счастью, предсказания блогеров не сбылись, и станция своим оформлением только радует москвичей и гостей столицы.
Похожие статьи:
09 март 2017, Четверг
Станции московского метро после недавнего ремонта (24 фото)
24 февраль 2016, Среда
Вход на станцию «Чистые пруды» московского метро (2 фото)
11 февраль 2016, Четверг
Станции московского метро до появления самостроя (12 фото)
05 август 2015, Среда
Судьба станций московского метрополитена в книге "Метро 2033" (13 фото)
Комментарии: