Происхождение слова - СЕДАН (5 фото)
Это слово из пяти букв мы употребляем часто, ведь седан - самый популярный в России тип кузова. Но происхождение термина остается загадкой. Трудно даже понять, из какого языка приехало это слово - немцы, к примеру, называют тот же тип кузова "лимузином". А у французов вообще есть одноименный город!
Так откуда же взялось слово "седан"?
По одной из версий, оно появилось на юге Италии - так называли паланкины, эдакие носилки премиум-класса. Самые простые из них напоминали кресло с двумя прибитыми к нему ручками, самые навороченные выглядели как небольшого размера карета без колес и лошадей. В любом случае пассажир внутри сидел ("сидеть" по-итальянски будет sedere) на кресле (а "кресло" будет sede) - вот и примитивное транспортное средство со временем приобрело "сидячее" название.
По одной из версий паланкин "приехал" в Европу из Южной Америки, где испанцы подсмотрели идею у племен инков, по другой - его придумали в Азии. Такой "вид транспорта", кстати, до сих пор пользуется популярностью во время свадебных церемоний в Китае.
Кареты, кстати, были помянуты не зря. Когда их стали делать все в большем и в большем количестве, то наряду с роскошными многоместными экипажами появились и очень компактные, на одного-двух человек. Внешне они напоминали поставленный на колеса паланкин-седан - неудивительно, что и слово "седан" прилипло к каретам с коротким и высоким кузовом характерной формы.
Отсюда до автомобиля оставался один-единственный шаг. И сделал его в 1899 году Луи Рено - один из основателей одноименной французской фирмы. Его жене надоело то поднимать, то опускать складной верх семейного Renault Type B - и Луи установил на имеющееся шасси короткий и высокий кузов, превратив таким образом автомобиль в самоходный седан. Правда, у нас язык бы не поднялся назвать этот Type B седаном: две двери, один ряд сидений... Но тогда под седаном понимали просто закрытый автомобиль - это уже потом началась вакханалия купе, универсалов и хэтчбеков...
Кузов Renault Type B - первого автомобиля с жесткой крышей - по форме действительно очень похож на "кузов" паланкина.
Официально Луи Рено свой Type B седаном не называл - да и другие автопроизводители не использовали этот термин до 1911 года, когда имя Sedan получила новая модель забытой сейчас американской марки Speedwell. Дверей у той машины по-прежнему было две, а вот мест - уже четыре. Именно после появления Speedwell Sedan слово "седан" начало постепенно принимать привычное нам значение: автомобиль с жесткой крышей, опирающейся на три стойки, с двумя или более рядами полноценных сидений и изолированным от салона багажным отсеком. Впрочем, до появления знакомого трехобъемного силуэта прошло еще 20 лет. Ведь поначалу багаж складывали в отдельный кофр, эдакий огромный чемодан, крепившийся к кузову или непосредственно на раму. И только в начале тридцатых годов отделение для багажа "переехало" внутрь кузова: считается, что первым "настоящим" седаном стал кузов, который лондонская фирма Barker разработала в 1930 году для установки на шасси Rolls-Royce Phantom II Continental.
Представители Rolls-Royce сами рекомендовали своим клиентам заказывать уникальные кузова именно у фирмы Barker, чьи дизайнеры стали автором первого "настоящего" седана.
Интересно, что во многих странах слово "седан" - в отличие от России - так толком и не прижилось. Например, англичане предпочитают называть этот тип кузова словом saloon, а в Германии даже недорогой седан вроде Renault Logan будет упомянут в объявлении о продаже как limousine!
Впрочем, независимо от названия именно "трехобъемник" с отдельным багажником многие годы является самым популярным кузовом легкового автомобиля. Со временем у него появились экзотические родственники вроде хардтопа (тот же седан, но без центральной стойки) или фастбека (который покатой линией крыши напоминает хэтчбек, но по-прежнему имеет изолированный от салона багажник). А фанаты автомобилей могут теперь часы проводить в спорах о том, насколько корректно употреблять термины "двухдверный седан" и "четырехдверное купе"...
Сегодня бюджетный автомобиль - это, как правило, именно седан.
Кстати, знатоки истории и географии наверняка поинтересуются, не имеет ли слово "седан" отношения к городу Седан, под которым лет 150 назад состоялась ключевая битва франко-прусской войны. Французы тогда с треском проиграли - и кое-кто утверждает, что именно по этой причине они предпочитают обозначать кузов седан словом "берлин". Действительно, существует версия, что в 19 веке именно сделанные в Седане кареты считались лучшими, из-за чего со временем любую карету стали называть "седаном". Но большинство исследователей считают эту версию притянутой за уши, а схожесть слова "седан" с именем города объяняют простым совпадением.
Так откуда же взялось слово "седан"?
По одной из версий, оно появилось на юге Италии - так называли паланкины, эдакие носилки премиум-класса. Самые простые из них напоминали кресло с двумя прибитыми к нему ручками, самые навороченные выглядели как небольшого размера карета без колес и лошадей. В любом случае пассажир внутри сидел ("сидеть" по-итальянски будет sedere) на кресле (а "кресло" будет sede) - вот и примитивное транспортное средство со временем приобрело "сидячее" название.
По одной из версий паланкин "приехал" в Европу из Южной Америки, где испанцы подсмотрели идею у племен инков, по другой - его придумали в Азии. Такой "вид транспорта", кстати, до сих пор пользуется популярностью во время свадебных церемоний в Китае.
Кареты, кстати, были помянуты не зря. Когда их стали делать все в большем и в большем количестве, то наряду с роскошными многоместными экипажами появились и очень компактные, на одного-двух человек. Внешне они напоминали поставленный на колеса паланкин-седан - неудивительно, что и слово "седан" прилипло к каретам с коротким и высоким кузовом характерной формы.
Отсюда до автомобиля оставался один-единственный шаг. И сделал его в 1899 году Луи Рено - один из основателей одноименной французской фирмы. Его жене надоело то поднимать, то опускать складной верх семейного Renault Type B - и Луи установил на имеющееся шасси короткий и высокий кузов, превратив таким образом автомобиль в самоходный седан. Правда, у нас язык бы не поднялся назвать этот Type B седаном: две двери, один ряд сидений... Но тогда под седаном понимали просто закрытый автомобиль - это уже потом началась вакханалия купе, универсалов и хэтчбеков...
Кузов Renault Type B - первого автомобиля с жесткой крышей - по форме действительно очень похож на "кузов" паланкина.
Официально Луи Рено свой Type B седаном не называл - да и другие автопроизводители не использовали этот термин до 1911 года, когда имя Sedan получила новая модель забытой сейчас американской марки Speedwell. Дверей у той машины по-прежнему было две, а вот мест - уже четыре. Именно после появления Speedwell Sedan слово "седан" начало постепенно принимать привычное нам значение: автомобиль с жесткой крышей, опирающейся на три стойки, с двумя или более рядами полноценных сидений и изолированным от салона багажным отсеком. Впрочем, до появления знакомого трехобъемного силуэта прошло еще 20 лет. Ведь поначалу багаж складывали в отдельный кофр, эдакий огромный чемодан, крепившийся к кузову или непосредственно на раму. И только в начале тридцатых годов отделение для багажа "переехало" внутрь кузова: считается, что первым "настоящим" седаном стал кузов, который лондонская фирма Barker разработала в 1930 году для установки на шасси Rolls-Royce Phantom II Continental.
Представители Rolls-Royce сами рекомендовали своим клиентам заказывать уникальные кузова именно у фирмы Barker, чьи дизайнеры стали автором первого "настоящего" седана.
Интересно, что во многих странах слово "седан" - в отличие от России - так толком и не прижилось. Например, англичане предпочитают называть этот тип кузова словом saloon, а в Германии даже недорогой седан вроде Renault Logan будет упомянут в объявлении о продаже как limousine!
Впрочем, независимо от названия именно "трехобъемник" с отдельным багажником многие годы является самым популярным кузовом легкового автомобиля. Со временем у него появились экзотические родственники вроде хардтопа (тот же седан, но без центральной стойки) или фастбека (который покатой линией крыши напоминает хэтчбек, но по-прежнему имеет изолированный от салона багажник). А фанаты автомобилей могут теперь часы проводить в спорах о том, насколько корректно употреблять термины "двухдверный седан" и "четырехдверное купе"...
Сегодня бюджетный автомобиль - это, как правило, именно седан.
Кстати, знатоки истории и географии наверняка поинтересуются, не имеет ли слово "седан" отношения к городу Седан, под которым лет 150 назад состоялась ключевая битва франко-прусской войны. Французы тогда с треском проиграли - и кое-кто утверждает, что именно по этой причине они предпочитают обозначать кузов седан словом "берлин". Действительно, существует версия, что в 19 веке именно сделанные в Седане кареты считались лучшими, из-за чего со временем любую карету стали называть "седаном". Но большинство исследователей считают эту версию притянутой за уши, а схожесть слова "седан" с именем города объяняют простым совпадением.
Похожие статьи:
22 август 2013, Четверг
Бюджетные седаны, которые нельзя купить в России (5 фото)
Комментарии: