Легендарный автомобиль - Луаз 967 ТПК (38 фото)
В первой половине 50х советскому автопрому поступила задача от военного ведомства на создание совершенно нового типа военных транспортных средств – легкой тактической машины, которая смогла бы вывезти с места боя двух-трех раненых и способной передвигаться по самым различным дорожным покрытиям.
К этому решению подтолкнула Корейская война 1949-1953 гг., на которую Советский Союз поставлял военную технику. Для этих задач не подходил ни ГАЗ 69, ни уж тем более ГАЗ 66. Оба – прекрасные военные автомобили, но слишком громоздкие и неповоротливые, чтобы успешно выполнять эту роль.
Для будущего автомобиля сразу определили двигатель – им должен был стать мотоциклетный оппозитник М-72 рабочим объемом 750 см3 и мощностью 23 л.с., выпускавшийся Ирбитским Мотоциклетным Заводом (ИМЗ). Вот только оценив объем работ, ИМЗ осознал, что не сможет справиться с проектированием, и задача была передана в НАМИ. Согласно техническому заданию, автомобиль должен был соответствовать следующим показателям: двигатель М-72, полный привод, грузовая площадка площадью не более 1.5х2.0 м, возможность перевозки двух носилок или 6 сидячих раненых, дорожный просев 300 мм, готовность преодолевать подъемы крутизной до 30 градусов и водные преграды, а также способность перемещаться со скоростью от 1.5 до 70 км/ч.
Именно так на свет появился транспортер переднего края (ТПК), впоследствии ставший серийным ЛуАЗ 967 ТПК – уникальный и очень интересный по конструкции автомобиль. При конструировании применили ряд необычных технических решений. Например, в ходе компоновочных работ было решено разместить сиденье водителя по центру.
Чуть ближе к корме, по бокам от водительского кресла, установили еще два складных кресла для пассажиров. В сложенном виде они образовывали абсолютно ровную поверхность.
Рулевая колонка тут с секретом. При обстреле, водитель мог сложить ее, и, откинув спинку кресла, управлять автомобилем лежа на спине или животе между ранеными. При этом педаль газа заменялась ручным дросселем. Гениально!
Первые прототипы были собраны все-таки на Ирбитском мотозаводе, где Луаз 967 (тогда еще НАМИ 032) обрел свою корытцеобразную форму. После этого проект вновь вернули в НАМИ. К счастью разработчиков, автомобиль мог не только передвигаться по дорогам, но и плыл со скоростью до 4.5 км/ч, правда, не очень уверенно. Первые испытания посчитали провальными: прототип значительно превосходил по массе ТЗ, плохо плавал, а мощности 23-сильного мотоциклетного мотора было недостаточно. Поэтому в 1962 году проект передали в КЭО Запорожского автозавода. Там НАМИ 032 обрел новое «сердце» - двигатель МеМЗ-966 мощностью 27 л.с. и новое имя – ЗАЗ 967.
Двигатель развернули на 180 градусов, и сделали передний мост неотключаемым. Независимая торсионная подвеска всех колес позволила применить необычное конструктивное решение: коробка передач «намертво» соединялась с редуктором заднего моста, который был жестко закреплен на несущие элементы кузова. Таким образом, из конструкции исчезли ненадежные карданные шарниры.
В передней части транспортера разместили лебедку. Вот только вытягивать она должна была не автомобиль из грязи, а подтягивать раненых с поля боя к ТПК на пластиковой волокуше.
На бортах крепились металлические трапы, по которым можно было въезжать и выезжать из водоемов, а также преодолевать небольшие рвы.
Кроме этого, борта защищали пассажиров от обстрела сбоку, служили стабилизаторами при движении по воде, а еще вмещали около 20 литров топлива каждый!
В 1965 году после успешного завершения внедорожного пробега ТПК ЗАЗ-967 рекомендовали к серийному производству. Но собственных мощностей у Запорожского Автозавода тогда не хватало, и производство передали на Луцкий Машиностроительный Завод (ЛуМЗ), который через 2 года стал Луцким Автомобильным заводом (ЛуАЗ). Потребность в таких транспортерах была в различных видах войск и ЛуАЗ 967 ТПК фактически приняли на вооружение в 1969 году. Но поставки автомобилей были крайне скудными из-за постоянных конструктивных недочетов.
Между тем, конструкция ТПК постоянно модернизировалась. В 1968 году завод представил ЛуАЗ 967М, который отличался, в первую очередь, новым двигателем МеМЗ 968 объемом 1168 см3 и мощностью 37 л.с. Модернизированная модель получила пусковое устройство для облегчения пуска в мороз, передаточные числа колесных редукторов уменьшили с 1,785 до 1,294, усилили элементы подвески и рулевого управления. Полноценный серийный выпуск ТПК начался как раз с модели ЛуАЗ 967М в 1975 году.
В настоящее время, как и в советские времена, ЛуАЗ 967М – настоящая редкость. Но в отличие от времен Брежнева, сейчас его можно купить в частное владение: такие транспортеры распродаются с консервации из воинских частей. Так случилось и с этим образцом. Его купил Максим и бережно восстановил до оригинального состояния.
В движении автомобиль дарит удивительные впечатления. Маломощный двигатель довольно резво разгоняет легкий автомобиль, который весело подпрыгивает на буераках «благодаря» жесткой подвеске. Водитель сидит по центру, «обнимая» рулевую колонку ногами. Рычаги переключения передач и раздаточной коробки тоже находятся между ног. На капоте открывается воздухозаборник для дополнительной вентиляции двигателя. Чуть ниже – глушитель.
В 1978 году светотехнику ЛуАЗ 967 ТПК привели к соответствующим международным стандартам безопасности. В начале 80х попытались улучшить плавучесть: отказались от откидного заднего борта, а штатный насос водослива заменили бытовым «Малютка». В 1985-86 году усовершенствовали двигатель. Его мощность выросла до 39 л.с. Изменили колесные редукторы, применили новые амортизаторы, улучшили уплотнения, а бытовой насос «Малютка» опять заменили на насос собственной конструкции. Но, несмотря на все это, во второй половине 80х заказы на ЛуАЗ 967 ТПК перестали поступать, и производство прекратилось. Удивительно, что в наше время еще есть люди, которые ценят и сохраняют эти уникальные образцы военной индустрии. ЛуАЗам пророчена долгая жизнь в качестве музейных экспонатов, игрушек для коллекционеров и транспорта для охоты. Видео о том, как плавает ЛуАЗ 967 ТПК
К этому решению подтолкнула Корейская война 1949-1953 гг., на которую Советский Союз поставлял военную технику. Для этих задач не подходил ни ГАЗ 69, ни уж тем более ГАЗ 66. Оба – прекрасные военные автомобили, но слишком громоздкие и неповоротливые, чтобы успешно выполнять эту роль.
Для будущего автомобиля сразу определили двигатель – им должен был стать мотоциклетный оппозитник М-72 рабочим объемом 750 см3 и мощностью 23 л.с., выпускавшийся Ирбитским Мотоциклетным Заводом (ИМЗ). Вот только оценив объем работ, ИМЗ осознал, что не сможет справиться с проектированием, и задача была передана в НАМИ. Согласно техническому заданию, автомобиль должен был соответствовать следующим показателям: двигатель М-72, полный привод, грузовая площадка площадью не более 1.5х2.0 м, возможность перевозки двух носилок или 6 сидячих раненых, дорожный просев 300 мм, готовность преодолевать подъемы крутизной до 30 градусов и водные преграды, а также способность перемещаться со скоростью от 1.5 до 70 км/ч.
Именно так на свет появился транспортер переднего края (ТПК), впоследствии ставший серийным ЛуАЗ 967 ТПК – уникальный и очень интересный по конструкции автомобиль. При конструировании применили ряд необычных технических решений. Например, в ходе компоновочных работ было решено разместить сиденье водителя по центру.
Чуть ближе к корме, по бокам от водительского кресла, установили еще два складных кресла для пассажиров. В сложенном виде они образовывали абсолютно ровную поверхность.
Рулевая колонка тут с секретом. При обстреле, водитель мог сложить ее, и, откинув спинку кресла, управлять автомобилем лежа на спине или животе между ранеными. При этом педаль газа заменялась ручным дросселем. Гениально!
Первые прототипы были собраны все-таки на Ирбитском мотозаводе, где Луаз 967 (тогда еще НАМИ 032) обрел свою корытцеобразную форму. После этого проект вновь вернули в НАМИ. К счастью разработчиков, автомобиль мог не только передвигаться по дорогам, но и плыл со скоростью до 4.5 км/ч, правда, не очень уверенно. Первые испытания посчитали провальными: прототип значительно превосходил по массе ТЗ, плохо плавал, а мощности 23-сильного мотоциклетного мотора было недостаточно. Поэтому в 1962 году проект передали в КЭО Запорожского автозавода. Там НАМИ 032 обрел новое «сердце» - двигатель МеМЗ-966 мощностью 27 л.с. и новое имя – ЗАЗ 967.
Двигатель развернули на 180 градусов, и сделали передний мост неотключаемым. Независимая торсионная подвеска всех колес позволила применить необычное конструктивное решение: коробка передач «намертво» соединялась с редуктором заднего моста, который был жестко закреплен на несущие элементы кузова. Таким образом, из конструкции исчезли ненадежные карданные шарниры.
В передней части транспортера разместили лебедку. Вот только вытягивать она должна была не автомобиль из грязи, а подтягивать раненых с поля боя к ТПК на пластиковой волокуше.
На бортах крепились металлические трапы, по которым можно было въезжать и выезжать из водоемов, а также преодолевать небольшие рвы.
Кроме этого, борта защищали пассажиров от обстрела сбоку, служили стабилизаторами при движении по воде, а еще вмещали около 20 литров топлива каждый!
В 1965 году после успешного завершения внедорожного пробега ТПК ЗАЗ-967 рекомендовали к серийному производству. Но собственных мощностей у Запорожского Автозавода тогда не хватало, и производство передали на Луцкий Машиностроительный Завод (ЛуМЗ), который через 2 года стал Луцким Автомобильным заводом (ЛуАЗ). Потребность в таких транспортерах была в различных видах войск и ЛуАЗ 967 ТПК фактически приняли на вооружение в 1969 году. Но поставки автомобилей были крайне скудными из-за постоянных конструктивных недочетов.
Между тем, конструкция ТПК постоянно модернизировалась. В 1968 году завод представил ЛуАЗ 967М, который отличался, в первую очередь, новым двигателем МеМЗ 968 объемом 1168 см3 и мощностью 37 л.с. Модернизированная модель получила пусковое устройство для облегчения пуска в мороз, передаточные числа колесных редукторов уменьшили с 1,785 до 1,294, усилили элементы подвески и рулевого управления. Полноценный серийный выпуск ТПК начался как раз с модели ЛуАЗ 967М в 1975 году.
В настоящее время, как и в советские времена, ЛуАЗ 967М – настоящая редкость. Но в отличие от времен Брежнева, сейчас его можно купить в частное владение: такие транспортеры распродаются с консервации из воинских частей. Так случилось и с этим образцом. Его купил Максим и бережно восстановил до оригинального состояния.
В движении автомобиль дарит удивительные впечатления. Маломощный двигатель довольно резво разгоняет легкий автомобиль, который весело подпрыгивает на буераках «благодаря» жесткой подвеске. Водитель сидит по центру, «обнимая» рулевую колонку ногами. Рычаги переключения передач и раздаточной коробки тоже находятся между ног. На капоте открывается воздухозаборник для дополнительной вентиляции двигателя. Чуть ниже – глушитель.
В 1978 году светотехнику ЛуАЗ 967 ТПК привели к соответствующим международным стандартам безопасности. В начале 80х попытались улучшить плавучесть: отказались от откидного заднего борта, а штатный насос водослива заменили бытовым «Малютка». В 1985-86 году усовершенствовали двигатель. Его мощность выросла до 39 л.с. Изменили колесные редукторы, применили новые амортизаторы, улучшили уплотнения, а бытовой насос «Малютка» опять заменили на насос собственной конструкции. Но, несмотря на все это, во второй половине 80х заказы на ЛуАЗ 967 ТПК перестали поступать, и производство прекратилось. Удивительно, что в наше время еще есть люди, которые ценят и сохраняют эти уникальные образцы военной индустрии. ЛуАЗам пророчена долгая жизнь в качестве музейных экспонатов, игрушек для коллекционеров и транспорта для охоты. Видео о том, как плавает ЛуАЗ 967 ТПК
Похожие статьи:
03 сентябрь 2013, Вторник
Автомобиль из двух частей - Sir Vival 1958 (14 фото)
19 август 2013, Понедельник
7 лучших автомобилей с роторным двигателем (8 фото)
05 август 2013, Понедельник
Первый автомобиль с газотурбинным двигателем (5 фото)
Комментарии: