Как топили корабли (11 фото)
Несколько дней назад военнослужащие Российской Федерации затопили списанный большой противолодочный корабль «Очаков», для того чтобы заблокировать выход нескольким украинским судам из озера Донузлав в Крыму. Подобные действия в истории мирового флота далеко не редкость, так что предлагаю вам узнать еще несколько довольно любопытных историй затопления военных кораблей.
Затопление российских кораблей в Севастополе. 1855 год
В истории российского флота самый известный подобный случай произошел в 1854-1855 годах во время Крымской войны. Этот конфликт, спровоцированный Британией, Францией и Османской империей, с самого начала развивался не в пользу России. Иностранный десант, высадившийся в Евпатории в первый день осени 1854 года, быстро продвигался вдоль побережья Крыма в сторону Севастополя. А состоявшаяся 20 сентября битва на Альме закончилась поражением русский войск.
Российское командование, понимая, что ситуация может стать критической, приказало затопить на входе в Севастопольскую бухту несколько старых кораблей. В то время уже появились паровые судна, а потому отпадала необходимость в парусниках. Их и решили пусть под воду, чтобы перекрыть флоту интервентов возможность проникнуть в бухту.
Первые семь судов были затоплены 11 сентября. В ноябре-декабре ушли на дно еще два, в феврале 1855 года – шесть. А 27 августа был затоплен весь остальной флот – русские войска покинули Южную часть города. Они вернулись туда лишь в 1856 году после Парижского конгресса.
В 1905 году в бухте Севастополя был открыт памятник затопленным кораблям – одна из визитных карточек города.
Крейсер «Варяг». 1904 год
Не менее известный случай сознательного затопления российских кораблей состоялся 9 февраля 1904 года в акватории корейского порта Чемульпо (сейчас – Инчхон). Это был первый день Русско-японской войны. Ночью несколько миноносцев Страны Восходящего Солнца провели торпедную атаку на российские корабли, стоявшие на внешнем рейде города Порт-Артур, а в полдень начался бой между крейсером «Варяг», поддержанным канонерской лодкой «Кореец», и японской эскадрой, состоящей из четырнадцати судов.
За время короткого неравного боя крейсер «Варяг» получил множество повреждений, а 31 член его экипажа был убит. Поняв, что дальнейшее сопротивление невозможно, капитан корабля Всеволод Руднев отдал приказ вернуться на рейд в Чемульпо, где «Варяг» был затоплен, а «Кореец» - взорван. Пущен на дно был также российский пароход «Сунгари», находившийся в порту.
Подвиг российских моряков, затопивших судна, но не сдавших их противнику, был с восторгом воспринят по всему миру, в том числе, и в Японии, где после войны даже построили музей памяти русских героев. Газеты разных стран пестрили новостями про судьбу «Варяга», а наших моряков принимали с почестями по всей протяженности их маршрута домой в Петербург.
Песня «Врагу не сдается наш гордый Варяг», кстати, не российского происхождения, а немецкого. Стихотворение, легшее в ее основу, написал австрийский поэт Рудольф Грейнц по мотивам прочтенных в прессе новостей. Произведение стало известным в России в переводе Евгении Студенской. Музыку же сочинил музыкант 12-го гренадерского Астраханского полка Алексей Турищев.
Затопление Флота открытого моря. 1919 год
А в 1919 году по схожей причине затопили свои боевые корабли и немцы. Первая Мировая война обернулась для Кайзеровской Германии поражением. Страна, которая в течение нескольких столетий могла похвастаться самой сильной армией в Европе, вообще потеряла право на создание собственных вооруженных сил. А оружие, находившееся на ее территории, подлежало передаче другим государствам. В том числе, интернированию подвергли и немецкий Флот открытого моря – несколько десятков боевых кораблей, считавшихся гордостью Германии.
Пока союзники решали между собой судьбу этого флота, корабли находились в бухте Скала-Флоу на Оркнейских островах, где на тот момент располагалась главная база британских ВМС. На суднах оставались немецкие экипажи, а общее командование осуществлялось контр-адмиралом Людвигом фон Ройтером. Последний принял решение затопить свой флот в преддверии подписания Версальского мирного договора, чтобы он не достался союзникам.
В 10:30 утра 21 июня 1919 года фон Ройтер отдал приказ затопить все корабли Флота открытого моря. Матросы подняли на своих суднах военно-морские флаги Германии и открыли кингстоны. Британцы, совершенно не ожидали подобного хода событий, а потому не успели помешать планам немецких моряков. Им удалось спасти лишь 22 судна, 52 ушло под воду.
Парадоксально, но британское командование восприняло новость о затоплении немецких кораблей с большим облегчением. Ведь их теперь не нужно было делить между союзниками, что позволило избавиться от долгих споров по данному вопросу. В Германии же Людвига фон Ройтера и его подчиненных приняли как героев.
Затопление французского флота в Тулоне. 1942 год
А в 1942 ситуация была кардинально иной. Германия, оправившаяся от поражения в Первой Мировой войне, снова стала обладать самой мощной армией на континенте и вернула себе былую политическую мощь. К этому времени она успела захватить или подчинить себе практически всю Европу, в том числе, и Францию, которая бы разделена на оккупированную немцами территорию и небольшое государство-сателлит в южной части страны, контролировавшее также часть французских колоний в Африке.
Но в ноябре 1942 года английские и американские войска при поддержке французских патриотов оккупировали Северную Африку. При этом они заключили договор с командующим ВМС вишистского режима Франсуа Дарланом о том, что он становится лидером на освобожденной территории. Взбешенный этими соглашениями Гитлер, приказал ввести немецкие войска в остатки континентальной Франции, а также захватить флот, стоявший на базе в Тулоне.
Германские солдаты начали наступление на Тулон в 4 часа утра 27 ноября 1942 года. Узнав об этом, руководство французского флота, находившегося в порту Тулона, приняло решение затопить корабли, чтобы они не достались немцам. Под воду в ту ночь ушло 77 судов. Нацисты успели спасти лишь 3 эсминца, 4 подводные лодки и 40 малых судов. Часть флотилии смогла вырваться из окружения и достичь освобожденного союзниками Алжира.
Затопление кораблей на озере Донузлав. 2014 год
Озеро Донузлав является одной из наиболее удобных природных гаваней Крыма. В советские времена оно стало одной из баз Черноморского флота СССР, а после 1991 – Украины. А во время Крымского кризиса 2014 года на Донузлаве началось противостояние между российскими и украинскими военными.
В начале марта 2014 российский флот заблокировал в Донузлаве два украинских военных корабля. А утром 6 февраля эта блокада была усилена затоплением двух старых судов ЧФ РФ – большого противолодочного корабля «Очаков» и спасательного буксира «Шахтер». До этого большая часть Черноморского флота ВМФ Украины успела покинуть Крым и прибыть в Одессу.
Противолодочный корабль Очаков перекрывает вход в озеро Донузлав.
Затопление российских кораблей в Севастополе. 1855 год
В истории российского флота самый известный подобный случай произошел в 1854-1855 годах во время Крымской войны. Этот конфликт, спровоцированный Британией, Францией и Османской империей, с самого начала развивался не в пользу России. Иностранный десант, высадившийся в Евпатории в первый день осени 1854 года, быстро продвигался вдоль побережья Крыма в сторону Севастополя. А состоявшаяся 20 сентября битва на Альме закончилась поражением русский войск.
Российское командование, понимая, что ситуация может стать критической, приказало затопить на входе в Севастопольскую бухту несколько старых кораблей. В то время уже появились паровые судна, а потому отпадала необходимость в парусниках. Их и решили пусть под воду, чтобы перекрыть флоту интервентов возможность проникнуть в бухту.
Первые семь судов были затоплены 11 сентября. В ноябре-декабре ушли на дно еще два, в феврале 1855 года – шесть. А 27 августа был затоплен весь остальной флот – русские войска покинули Южную часть города. Они вернулись туда лишь в 1856 году после Парижского конгресса.
В 1905 году в бухте Севастополя был открыт памятник затопленным кораблям – одна из визитных карточек города.
Крейсер «Варяг». 1904 год
Не менее известный случай сознательного затопления российских кораблей состоялся 9 февраля 1904 года в акватории корейского порта Чемульпо (сейчас – Инчхон). Это был первый день Русско-японской войны. Ночью несколько миноносцев Страны Восходящего Солнца провели торпедную атаку на российские корабли, стоявшие на внешнем рейде города Порт-Артур, а в полдень начался бой между крейсером «Варяг», поддержанным канонерской лодкой «Кореец», и японской эскадрой, состоящей из четырнадцати судов.
За время короткого неравного боя крейсер «Варяг» получил множество повреждений, а 31 член его экипажа был убит. Поняв, что дальнейшее сопротивление невозможно, капитан корабля Всеволод Руднев отдал приказ вернуться на рейд в Чемульпо, где «Варяг» был затоплен, а «Кореец» - взорван. Пущен на дно был также российский пароход «Сунгари», находившийся в порту.
Подвиг российских моряков, затопивших судна, но не сдавших их противнику, был с восторгом воспринят по всему миру, в том числе, и в Японии, где после войны даже построили музей памяти русских героев. Газеты разных стран пестрили новостями про судьбу «Варяга», а наших моряков принимали с почестями по всей протяженности их маршрута домой в Петербург.
Песня «Врагу не сдается наш гордый Варяг», кстати, не российского происхождения, а немецкого. Стихотворение, легшее в ее основу, написал австрийский поэт Рудольф Грейнц по мотивам прочтенных в прессе новостей. Произведение стало известным в России в переводе Евгении Студенской. Музыку же сочинил музыкант 12-го гренадерского Астраханского полка Алексей Турищев.
Затопление Флота открытого моря. 1919 год
А в 1919 году по схожей причине затопили свои боевые корабли и немцы. Первая Мировая война обернулась для Кайзеровской Германии поражением. Страна, которая в течение нескольких столетий могла похвастаться самой сильной армией в Европе, вообще потеряла право на создание собственных вооруженных сил. А оружие, находившееся на ее территории, подлежало передаче другим государствам. В том числе, интернированию подвергли и немецкий Флот открытого моря – несколько десятков боевых кораблей, считавшихся гордостью Германии.
Пока союзники решали между собой судьбу этого флота, корабли находились в бухте Скала-Флоу на Оркнейских островах, где на тот момент располагалась главная база британских ВМС. На суднах оставались немецкие экипажи, а общее командование осуществлялось контр-адмиралом Людвигом фон Ройтером. Последний принял решение затопить свой флот в преддверии подписания Версальского мирного договора, чтобы он не достался союзникам.
В 10:30 утра 21 июня 1919 года фон Ройтер отдал приказ затопить все корабли Флота открытого моря. Матросы подняли на своих суднах военно-морские флаги Германии и открыли кингстоны. Британцы, совершенно не ожидали подобного хода событий, а потому не успели помешать планам немецких моряков. Им удалось спасти лишь 22 судна, 52 ушло под воду.
Парадоксально, но британское командование восприняло новость о затоплении немецких кораблей с большим облегчением. Ведь их теперь не нужно было делить между союзниками, что позволило избавиться от долгих споров по данному вопросу. В Германии же Людвига фон Ройтера и его подчиненных приняли как героев.
Затопление французского флота в Тулоне. 1942 год
А в 1942 ситуация была кардинально иной. Германия, оправившаяся от поражения в Первой Мировой войне, снова стала обладать самой мощной армией на континенте и вернула себе былую политическую мощь. К этому времени она успела захватить или подчинить себе практически всю Европу, в том числе, и Францию, которая бы разделена на оккупированную немцами территорию и небольшое государство-сателлит в южной части страны, контролировавшее также часть французских колоний в Африке.
Но в ноябре 1942 года английские и американские войска при поддержке французских патриотов оккупировали Северную Африку. При этом они заключили договор с командующим ВМС вишистского режима Франсуа Дарланом о том, что он становится лидером на освобожденной территории. Взбешенный этими соглашениями Гитлер, приказал ввести немецкие войска в остатки континентальной Франции, а также захватить флот, стоявший на базе в Тулоне.
Германские солдаты начали наступление на Тулон в 4 часа утра 27 ноября 1942 года. Узнав об этом, руководство французского флота, находившегося в порту Тулона, приняло решение затопить корабли, чтобы они не достались немцам. Под воду в ту ночь ушло 77 судов. Нацисты успели спасти лишь 3 эсминца, 4 подводные лодки и 40 малых судов. Часть флотилии смогла вырваться из окружения и достичь освобожденного союзниками Алжира.
Затопление кораблей на озере Донузлав. 2014 год
Озеро Донузлав является одной из наиболее удобных природных гаваней Крыма. В советские времена оно стало одной из баз Черноморского флота СССР, а после 1991 – Украины. А во время Крымского кризиса 2014 года на Донузлаве началось противостояние между российскими и украинскими военными.
В начале марта 2014 российский флот заблокировал в Донузлаве два украинских военных корабля. А утром 6 февраля эта блокада была усилена затоплением двух старых судов ЧФ РФ – большого противолодочного корабля «Очаков» и спасательного буксира «Шахтер». До этого большая часть Черноморского флота ВМФ Украины успела покинуть Крым и прибыть в Одессу.
Противолодочный корабль Очаков перекрывает вход в озеро Донузлав.
Похожие статьи:
31 январь 2014, Пятница
Остатки кладбища кораблей в бухте Труда (37 фото)
29 январь 2014, Среда
Остатки кладбища кораблей в бухте Труда (40 фото)
17 сентябрь 2013, Вторник
В истории человечества была война, которая длилась более 300 лет, но в ней никто не погиб
24 июль 2013, Среда
Фотографии кораблей военно-морского флота (61 фото)
Комментарии: