Забытые довоенные спорткары в СССР (6 фото)
Многие считают, что в Советском союзе не было не только секса, но и спортивных автомобилей. С первым утверждением спорить бессмысленно, а вот последнее, порывшись в хронологической пыли, готов опровергнуть. «Страна Советов» отнюдь не была отсталой в плане постройки спортивных авто!
Как начинался русский автоспорт…
Первый спортивный автомобиль в нашей стране появился ещё до революции. Руссо-Балт С24/55 – это раллийная версия серийной модели С24/30, сделанная на Русско-Балтийском вагонном заводе по заказу и при участии петербургского гонщика и одного из первых автожурналистов Андрея Нагеля.
Штатный 4.5-литровый двигатель расточили до 4,9 литров и установили первые в истории автомобилестроения алюминиевые поршни, подняв мощность до 55 л.с. В коробке передач шестерни поменяли с расчётом снизить передаточные числа, а цепную передачу на заднюю ось заменили на привычный ныне вал с карданным шарниром.
На этом автомобиле Нагель занял 9-е место в общем зачёте (из 83 экипажей) в Ралли Монте-Карло 1912 года, за что получил орден святой Анны III степени из рук Николая II.
В дальнейшем этот автомобиль ещё не раз участвовал в гонках в России и за границей, а в 1913-м появилась новая версия С24/55, получившая за характерный силуэт и цвет прозвище «Русский огурец».
До Первой мировой оставалось всего ничего… Затем грянула революция и гражданская война. Практически 20 лет стране было не до автоспорта - эра собственно советских автомобилей началась уже в 30-е годы.
НАТИ-2 родстер
Год выпуска: 1932
Двигатель: 1.2 л, 22 л. с.
Максимальная скорость: 75 км/ч
Первая советская разработка в сфере спортивных авто относится к 1932 году. Именно тогда специалисты «Научного автотракторного института» (НАТИ), прообраза нынешнего НАМИ, построили шесть опытных образцов легкового автомобиля НАТИ-2. Модель задумывалась как малолитражка, но один из ее вариантов был весьма перспективным в плане создания спортивного авто на его основе. Речь о двухместной модификации с кузовом родстер.
Автомобиль был построен на хребтовой раме, а его задняя подвеска была независимой: нечасто встречавшееся в те времена техническое решение! Судьба родстера, однако, была печальна. Автомобиль был отправлен в металлолом как символ буржуазных излишеств, чуждых Стране Советов.
ГАЗ-А-Спорт
Год выпуска: 1937
Двигатель: 3.2 л, 55 л. с.
Максимальная скорость: 129 км/ч
Отношение к автоспорту и спортивным машинам в СССР резко изменилось после того, как руководство страны осознало, что развитие автоспортивных клубов – наилучший способ начальной подготовки будущих механиков танков и военных водителей. На фоне громогласных призывов садиться за руль автомобилей и мотоциклов стали появляться спортивные авто, созданные руками энтузиастов.
Автором одного из самых нашумевших был водитель автопарка Ленсовета Антон Гирель. Его ГАЗ-А-Спорт был построен на основе серийно выпускавшегося ГАЗ-А. В версии Гиреля автомобиль получил удлиненную колесную базу, обтекаемый кузов без выступающих частей, «киль» в задней части и модернизированный самим конструктором газовский 4-цилиндровый двигатель. Развив на соревнованиях осенью 37-го года 129 км/ч, Гирель установил всесоюзный рекорд скорости. По мировым меркам, правда, это было несерьезно, да и в царской России рекорд составлял 142,5 км/ч…
ГАЗ-ЦАКС
Год выпуска: 1937
Двигатель: 3.2 л, 60 л. с.
Максимальная скорость: около 130 км/ч
В пику ленинградцу Гирелю с его нашумевшим ГАЗ-А-Спорт в Москве, в Центральном автомобильном клубе спорта (ЦАКС), тоже решили построить свой вариант спортивного авто. Но не в виде «самоделки», а, как сказали бы в наши дни, «по-взрослому».
За основу взяли все тот же ГАЗ-А, но переработали его гораздо более основательно: модернизированы были рама, подвеска (на всех колесах установлены гидравлические амортизаторы); открытый аэродинамичный кузов представлял собой деревянный каркас, обшитый стальными листами. Двигатель был тот же, что и на автомобиля Гиреля: 4-цилиндровый ГАЗ-М1 объемом 3.2 л. Но москвичи модернизировали его гораздо глубже: поставили алюминиевую головку блока, увеличили степень сжатия и довели в итоге мощность до 60 л. с.
Впрочем, побить установленный ленинградским энтузиастом рекорд скорости столичным инженерам так и не удалось: на высоких оборотах двигатель работал с перебоями. Доводить же спорткар до ума оказалось некому: в том же 37-м возглавлявший работы над ГАЗ-ЦАКС инженер Владимир Ципулин был арестован и расстрелян.
ЗИС-101А-Спорт
Год выпуска: 1939
Двигатель: 6.0 л, 141 л. с.
Максимальная скорость: 162 км/ч
ЗИС-Спорт стал первым со времен «Руссо-Балта» С24/55 отечественным спортивным автомобилем, построенным не силами энтузиаста-одиночки, автоклуба или профильного НИИ, а вышедшим из цехов главного автозавода страны.
Хотя поначалу над его проектом работали именно энтузиасты: трое молодых сотрудников экспериментального конструкторского бюро ЗИСа. Заводское начальство к их идее создания спортивного авто на базе правительственного лимузина ЗИС-101 отнеслось поначалу с прохладцей.
Однако после того, как заметка о проекте вышла в «Комсомольской правде», автомобиль решено было выпустить в качестве «подарка Родине к 20-летию ленинского Комсомола». ЗИС-101А-Спорт до сих пор называют не иначе, как «советским Бентли»: по инженерным решениям и ходовым качествам он был вполне сопоставим с западными авто класса «Люкс»!
Кузов – открытый двухместный; двигатель – рядная «восьмерка» от ЗИС-101 с увеличенным до 6060 куб. см рабочим объемом и алюминиевыми головкой блока, поршнями и шатунами; тормоза – с вакуумным усилителем; подвеска – со стабилизаторами поперечной устойчивости. Выпуск автомобиля, как это было принято в те годы, одобрил лично Сталин, но крест на его судьбе поставила Великая Отечественная война: автопрому и руководству страны снова стало не до гонок.
Как начинался русский автоспорт…
Первый спортивный автомобиль в нашей стране появился ещё до революции. Руссо-Балт С24/55 – это раллийная версия серийной модели С24/30, сделанная на Русско-Балтийском вагонном заводе по заказу и при участии петербургского гонщика и одного из первых автожурналистов Андрея Нагеля.
Штатный 4.5-литровый двигатель расточили до 4,9 литров и установили первые в истории автомобилестроения алюминиевые поршни, подняв мощность до 55 л.с. В коробке передач шестерни поменяли с расчётом снизить передаточные числа, а цепную передачу на заднюю ось заменили на привычный ныне вал с карданным шарниром.
На этом автомобиле Нагель занял 9-е место в общем зачёте (из 83 экипажей) в Ралли Монте-Карло 1912 года, за что получил орден святой Анны III степени из рук Николая II.
В дальнейшем этот автомобиль ещё не раз участвовал в гонках в России и за границей, а в 1913-м появилась новая версия С24/55, получившая за характерный силуэт и цвет прозвище «Русский огурец».
До Первой мировой оставалось всего ничего… Затем грянула революция и гражданская война. Практически 20 лет стране было не до автоспорта - эра собственно советских автомобилей началась уже в 30-е годы.
НАТИ-2 родстер
Год выпуска: 1932
Двигатель: 1.2 л, 22 л. с.
Максимальная скорость: 75 км/ч
Первая советская разработка в сфере спортивных авто относится к 1932 году. Именно тогда специалисты «Научного автотракторного института» (НАТИ), прообраза нынешнего НАМИ, построили шесть опытных образцов легкового автомобиля НАТИ-2. Модель задумывалась как малолитражка, но один из ее вариантов был весьма перспективным в плане создания спортивного авто на его основе. Речь о двухместной модификации с кузовом родстер.
Автомобиль был построен на хребтовой раме, а его задняя подвеска была независимой: нечасто встречавшееся в те времена техническое решение! Судьба родстера, однако, была печальна. Автомобиль был отправлен в металлолом как символ буржуазных излишеств, чуждых Стране Советов.
ГАЗ-А-Спорт
Год выпуска: 1937
Двигатель: 3.2 л, 55 л. с.
Максимальная скорость: 129 км/ч
Отношение к автоспорту и спортивным машинам в СССР резко изменилось после того, как руководство страны осознало, что развитие автоспортивных клубов – наилучший способ начальной подготовки будущих механиков танков и военных водителей. На фоне громогласных призывов садиться за руль автомобилей и мотоциклов стали появляться спортивные авто, созданные руками энтузиастов.
Автором одного из самых нашумевших был водитель автопарка Ленсовета Антон Гирель. Его ГАЗ-А-Спорт был построен на основе серийно выпускавшегося ГАЗ-А. В версии Гиреля автомобиль получил удлиненную колесную базу, обтекаемый кузов без выступающих частей, «киль» в задней части и модернизированный самим конструктором газовский 4-цилиндровый двигатель. Развив на соревнованиях осенью 37-го года 129 км/ч, Гирель установил всесоюзный рекорд скорости. По мировым меркам, правда, это было несерьезно, да и в царской России рекорд составлял 142,5 км/ч…
ГАЗ-ЦАКС
Год выпуска: 1937
Двигатель: 3.2 л, 60 л. с.
Максимальная скорость: около 130 км/ч
В пику ленинградцу Гирелю с его нашумевшим ГАЗ-А-Спорт в Москве, в Центральном автомобильном клубе спорта (ЦАКС), тоже решили построить свой вариант спортивного авто. Но не в виде «самоделки», а, как сказали бы в наши дни, «по-взрослому».
За основу взяли все тот же ГАЗ-А, но переработали его гораздо более основательно: модернизированы были рама, подвеска (на всех колесах установлены гидравлические амортизаторы); открытый аэродинамичный кузов представлял собой деревянный каркас, обшитый стальными листами. Двигатель был тот же, что и на автомобиля Гиреля: 4-цилиндровый ГАЗ-М1 объемом 3.2 л. Но москвичи модернизировали его гораздо глубже: поставили алюминиевую головку блока, увеличили степень сжатия и довели в итоге мощность до 60 л. с.
Впрочем, побить установленный ленинградским энтузиастом рекорд скорости столичным инженерам так и не удалось: на высоких оборотах двигатель работал с перебоями. Доводить же спорткар до ума оказалось некому: в том же 37-м возглавлявший работы над ГАЗ-ЦАКС инженер Владимир Ципулин был арестован и расстрелян.
ЗИС-101А-Спорт
Год выпуска: 1939
Двигатель: 6.0 л, 141 л. с.
Максимальная скорость: 162 км/ч
ЗИС-Спорт стал первым со времен «Руссо-Балта» С24/55 отечественным спортивным автомобилем, построенным не силами энтузиаста-одиночки, автоклуба или профильного НИИ, а вышедшим из цехов главного автозавода страны.
Хотя поначалу над его проектом работали именно энтузиасты: трое молодых сотрудников экспериментального конструкторского бюро ЗИСа. Заводское начальство к их идее создания спортивного авто на базе правительственного лимузина ЗИС-101 отнеслось поначалу с прохладцей.
Однако после того, как заметка о проекте вышла в «Комсомольской правде», автомобиль решено было выпустить в качестве «подарка Родине к 20-летию ленинского Комсомола». ЗИС-101А-Спорт до сих пор называют не иначе, как «советским Бентли»: по инженерным решениям и ходовым качествам он был вполне сопоставим с западными авто класса «Люкс»!
Кузов – открытый двухместный; двигатель – рядная «восьмерка» от ЗИС-101 с увеличенным до 6060 куб. см рабочим объемом и алюминиевыми головкой блока, поршнями и шатунами; тормоза – с вакуумным усилителем; подвеска – со стабилизаторами поперечной устойчивости. Выпуск автомобиля, как это было принято в те годы, одобрил лично Сталин, но крест на его судьбе поставила Великая Отечественная война: автопрому и руководству страны снова стало не до гонок.
Похожие статьи:
24 июль 2014, Четверг
Самые дорогие серийные Авто Мира (10 фото)
21 июль 2014, Понедельник
Первый спортивный автомобиль СССР (13 фото)
21 июль 2014, Понедельник
Первый спортивный автомобиль СССР (13 фото)
29 август 2013, Четверг
Культовый автомобиль СССР - Победа (5 фото)
Комментарии: