Как из грязи сделали самый красивый парк (12 фото)
Если посмотреть на карту Нью-Йорка, в самом центре, на Манхеттене, будет отчетливо выделяться идеально ровный прямоугольник — Центральный парк. Вокруг самая дорогая недвижимость, 5 авеню с главным магазином Эппл, где каждый раз снимают огромные очереди, бутики известных модных домов. В общем, место хорошее. Как так вышло, что огромный кусок земли отдали под парк?
Перенесемся в Нью-Йорк 19 века. Манхеттен активно застраивался, в том числе высотными домами, но одна зона резко контрастировала с окружающими ее особняками богачей. Она не годилась под строительство из-за заболоченной и каменистой почвы, постоянных перепадов уровня, местами на поверхность выходили скалы. Поэтому на месте нынешнего Центрального парка жили бедняки — ирландские фермеры-свинопасы, немцы, выращивавшие овощи на продажу, негры — всего около 1600 человек. Сегодня расскажу вам, как вместо огородов в центре города появился один из самых знаменитых и посещаемых парков мира.
Так вышло, что активное развитие Нью-Йорка совпало с тем моментом, когда в Европе и Америке появился запрос на общественные парки для широкой публики, а не для ограниченного круга аристократов и их друзей. Кроме того, если в Париже хотя бы был Булонский лес, а в Лондон — Гайд-парк, то в Нью-Йорке гулять было практически негде, даже богачам. Американец Фредерик Олмстед и англичанин Калверт Вокс разработали свой проект парка, который и выиграл на конкурсе. Они хотели создать парк в стиле английской романтической пасторали, что вполне соответствовало вкусам того времени. Зеленые лужайки и «дикий сад» Рэмбл сочетались с прямыми аллеями и фонтанами с купидонами.
План Центрального парка, 1870 год
Большое пространство парка должно было создавать у гуляющего иллюзию, что он оказался на природе, но в ее «мягком», облагороженном варианте — безудержное буйство настоящей стихии Олмстед и Вокс находили пугающим. В парке люди часто занимались спортом, подвижными играми, но его устройство также оставляло простор для созерцательного времяпрепровождения, наслаждения пейзажем. В общем, это небольшая сельская идиллия по контрасту с окружающими ее особняками. Архитекторы парка были настроены демократически и надеялись, что здесь после тяжелого дня будут отдыхать рабочие фабрик и учреждений, но поначалу Центральный парк стал альтернативой светскому салону.
Половина посетителей приезжали в каретах, которые были доступны лишь 5% жителей города. Поскольку качество дорожек было намного выше, чем покрытие улиц, богачи устраивали там гонки на каретах. Они бывали в парке ежедневно. Другую половину посетителей составлял средний класс: они приходили на музыкальные концерты по субботам, посещали открывавшийся зимой каток. Сами правила Центрального парка ограничивали людей: например, там было запрещено устраивать групповые пикники, поэтому ирландские и немецкие рабочие, которые не могли позволить себе пойти после прогулки в ресторан или покупать готовую еду на месте, предпочитали отдыхать дома. Мальчикам не разрешалось играть в парке, если у них не было записки от директора школы. Постепенно правила смягчались: в 1880-х рабочие добились того, чтобы концерты проводились также и в их единственный выходной – воскресенье. Список развлечений расширялся: появились карусели, зоопарк, было разрешено кататься на велосипедах.
Игровая площадка для мальчиков, 1904 год
Наметились и другие концептуальные изменения. В начале 20 века в Америку ежегодно прибывало огромное количество иммигрантов (от нескольких сот тысяч до более миллиона). Власти Нью-Йорка планировали с помощью парков изменить лицо города и решить проблемы, порожденные возросшей иммиграцией. Эти надежды связаны с концепцией Америки как плавильного котла, попадая в который, бывшие европейцы меняются и становятся новыми американцами. У вдохновителей парковой реформы была мечта создать общественное пространство, где все — и особенно дети — могли бы собираться вместе, чтобы говорить на одном (английском, конечно) языке, общаться и «научиться понимать, что это значит – жить в Америке». В общем, обрести культурную идентичность, стать одним обществом. Архитектурной инновацией этого периода был небольшой спортивный манеж, крытый зал, аналог клуба для джентльменов. Такие манежи ставили в центре крошечных районных сквером, доступных в том числе и самым бедным жителям. Конечно, изменения коснулись и Центрального парка. Главная идея — сделать парк более функциональным, чтобы люди проводили там больше времени и общались между собой. Август Хекшер, американский предприниматель и филантроп, спонсировал строительство большой игровой площадки для детей — она существует и сейчас.
Катание на санках, 1924 год
Сторонники активного отдыха и реформ предлагали осушить резервуар Кротон и на его месте сделать бассейн, игровые площадки и спортивное поле. Консерваторы-аристократы, наоборот, хотели создать строгую площадь в классическом стиле и променад, соединяющий два музея. Подобные дебаты о том, как должен выглядеть публичный парк, ведутся до сих пор.
Вид на небоскребы Пятой авеню из парка, 1933
В 1930-1960 преобладала скорее позиция утилитаристов. Роберт Мозес, занимавшийся градостроением и благоустройством Нью-Йорка в этом время, работал в двух направлениях:
1) сделать как можно больше парков
2) оснастить их как можно большим числом спортивных и развлекательных учреждений, выжать максимум пользы
Он считал, что парки должны в первую очередь помогать государству выполнять часть его функций. Деревьям и зелени, украшениям внимание почти не уделялось.
Великая депрессия: в парке появился так называемый «Гувервилль», лагерь разорившихся из-за кризиса. 1932 год
В 1960-х вожжи погони за пользой ослабли. Подход к организации пространства стал более творческим и свободным, была популярна идея о том, что можно взять любой элемент – улицу, крышу дома, заброшенные железнодорожные пути – и облагородить его, сделать местом для отдыха, включить в городскую среду. Парки следовали за глобальными изменениями в обществе: там начали проводить рок-концерты, хэппенинги, протестные демонстрации. Центральный парк стал символом контркультуры.
Лежачая демонстрация против войны во Вьетнаме, 1969 год
Роберт Индиана позирует у своей скульптуры, выставленной в парке. 1971 год
В дальнейшем развитие парка шло по пути создания зон для разных видов активности. Для активного спорта — катки, спортивные площадки, велосипедные дорожки. Для созерцания — пруды, сады, оформленные в разных стилях, лужайки, фонтаны, живописные мосты. Для детей — игровые площадки, карусели, представления. В Центральный парк приходят бегать, наблюдать за дикими птицами, белками и зверями в зоопарке, справлять свадьбы, слушать концерты, смотреть кино, играть с детьми, просто лежать на траве.
Летом:
Зимой:
Центральный парк предлагает посетителям множество вариантов, как провести время, и все это в самом центре города. Не говорю уже о том, что туда водят туристов, это уже давно одна из главных достопримечательностей.
Перенесемся в Нью-Йорк 19 века. Манхеттен активно застраивался, в том числе высотными домами, но одна зона резко контрастировала с окружающими ее особняками богачей. Она не годилась под строительство из-за заболоченной и каменистой почвы, постоянных перепадов уровня, местами на поверхность выходили скалы. Поэтому на месте нынешнего Центрального парка жили бедняки — ирландские фермеры-свинопасы, немцы, выращивавшие овощи на продажу, негры — всего около 1600 человек. Сегодня расскажу вам, как вместо огородов в центре города появился один из самых знаменитых и посещаемых парков мира.
Так вышло, что активное развитие Нью-Йорка совпало с тем моментом, когда в Европе и Америке появился запрос на общественные парки для широкой публики, а не для ограниченного круга аристократов и их друзей. Кроме того, если в Париже хотя бы был Булонский лес, а в Лондон — Гайд-парк, то в Нью-Йорке гулять было практически негде, даже богачам. Американец Фредерик Олмстед и англичанин Калверт Вокс разработали свой проект парка, который и выиграл на конкурсе. Они хотели создать парк в стиле английской романтической пасторали, что вполне соответствовало вкусам того времени. Зеленые лужайки и «дикий сад» Рэмбл сочетались с прямыми аллеями и фонтанами с купидонами.
План Центрального парка, 1870 год
Большое пространство парка должно было создавать у гуляющего иллюзию, что он оказался на природе, но в ее «мягком», облагороженном варианте — безудержное буйство настоящей стихии Олмстед и Вокс находили пугающим. В парке люди часто занимались спортом, подвижными играми, но его устройство также оставляло простор для созерцательного времяпрепровождения, наслаждения пейзажем. В общем, это небольшая сельская идиллия по контрасту с окружающими ее особняками. Архитекторы парка были настроены демократически и надеялись, что здесь после тяжелого дня будут отдыхать рабочие фабрик и учреждений, но поначалу Центральный парк стал альтернативой светскому салону.
Половина посетителей приезжали в каретах, которые были доступны лишь 5% жителей города. Поскольку качество дорожек было намного выше, чем покрытие улиц, богачи устраивали там гонки на каретах. Они бывали в парке ежедневно. Другую половину посетителей составлял средний класс: они приходили на музыкальные концерты по субботам, посещали открывавшийся зимой каток. Сами правила Центрального парка ограничивали людей: например, там было запрещено устраивать групповые пикники, поэтому ирландские и немецкие рабочие, которые не могли позволить себе пойти после прогулки в ресторан или покупать готовую еду на месте, предпочитали отдыхать дома. Мальчикам не разрешалось играть в парке, если у них не было записки от директора школы. Постепенно правила смягчались: в 1880-х рабочие добились того, чтобы концерты проводились также и в их единственный выходной – воскресенье. Список развлечений расширялся: появились карусели, зоопарк, было разрешено кататься на велосипедах.
Игровая площадка для мальчиков, 1904 год
Наметились и другие концептуальные изменения. В начале 20 века в Америку ежегодно прибывало огромное количество иммигрантов (от нескольких сот тысяч до более миллиона). Власти Нью-Йорка планировали с помощью парков изменить лицо города и решить проблемы, порожденные возросшей иммиграцией. Эти надежды связаны с концепцией Америки как плавильного котла, попадая в который, бывшие европейцы меняются и становятся новыми американцами. У вдохновителей парковой реформы была мечта создать общественное пространство, где все — и особенно дети — могли бы собираться вместе, чтобы говорить на одном (английском, конечно) языке, общаться и «научиться понимать, что это значит – жить в Америке». В общем, обрести культурную идентичность, стать одним обществом. Архитектурной инновацией этого периода был небольшой спортивный манеж, крытый зал, аналог клуба для джентльменов. Такие манежи ставили в центре крошечных районных сквером, доступных в том числе и самым бедным жителям. Конечно, изменения коснулись и Центрального парка. Главная идея — сделать парк более функциональным, чтобы люди проводили там больше времени и общались между собой. Август Хекшер, американский предприниматель и филантроп, спонсировал строительство большой игровой площадки для детей — она существует и сейчас.
Катание на санках, 1924 год
Сторонники активного отдыха и реформ предлагали осушить резервуар Кротон и на его месте сделать бассейн, игровые площадки и спортивное поле. Консерваторы-аристократы, наоборот, хотели создать строгую площадь в классическом стиле и променад, соединяющий два музея. Подобные дебаты о том, как должен выглядеть публичный парк, ведутся до сих пор.
Вид на небоскребы Пятой авеню из парка, 1933
В 1930-1960 преобладала скорее позиция утилитаристов. Роберт Мозес, занимавшийся градостроением и благоустройством Нью-Йорка в этом время, работал в двух направлениях:
1) сделать как можно больше парков
2) оснастить их как можно большим числом спортивных и развлекательных учреждений, выжать максимум пользы
Он считал, что парки должны в первую очередь помогать государству выполнять часть его функций. Деревьям и зелени, украшениям внимание почти не уделялось.
Великая депрессия: в парке появился так называемый «Гувервилль», лагерь разорившихся из-за кризиса. 1932 год
В 1960-х вожжи погони за пользой ослабли. Подход к организации пространства стал более творческим и свободным, была популярна идея о том, что можно взять любой элемент – улицу, крышу дома, заброшенные железнодорожные пути – и облагородить его, сделать местом для отдыха, включить в городскую среду. Парки следовали за глобальными изменениями в обществе: там начали проводить рок-концерты, хэппенинги, протестные демонстрации. Центральный парк стал символом контркультуры.
Лежачая демонстрация против войны во Вьетнаме, 1969 год
Роберт Индиана позирует у своей скульптуры, выставленной в парке. 1971 год
В дальнейшем развитие парка шло по пути создания зон для разных видов активности. Для активного спорта — катки, спортивные площадки, велосипедные дорожки. Для созерцания — пруды, сады, оформленные в разных стилях, лужайки, фонтаны, живописные мосты. Для детей — игровые площадки, карусели, представления. В Центральный парк приходят бегать, наблюдать за дикими птицами, белками и зверями в зоопарке, справлять свадьбы, слушать концерты, смотреть кино, играть с детьми, просто лежать на траве.
Летом:
Зимой:
Центральный парк предлагает посетителям множество вариантов, как провести время, и все это в самом центре города. Не говорю уже о том, что туда водят туристов, это уже давно одна из главных достопримечательностей.
Похожие статьи:
21 май 2014, Среда
Центральный парк с высоты 800 метров, Нью-Йорк (2 фото)
19 сентябрь 2013, Четверг
5 главных достопримечательностей Бостона (6 фото)
Комментарии: