Сделаны и забыты (12 фото)
12 концептуальных советских автомобилей.
1. НАМИ-1, 1925 год.
Автомобиль был разработан в 1924 году коллективом инженеров научного автомоторного института (НАМИ) под руководством Константина Андреевича Шарапова, в его составе был Андрей Липгарт, будущий конструктор «Победы». При этом автомобиль не был, как это часто бывало, нелицензированной копией зарубежного аналога, а представлял собой пример творческого осмысления технических и инженерных достижений того времени.
Несмотря на «сырость» конструкции, был неплохо приспособлен для эксплуатации в непростых, даже для современного автомобилиста отечественных условиях: автомобиль был прост конструктивно, имел огромный 26-сантиметровый дорожный просвет и вес всего в 700 кг, что давало хорошую проходимость по отвратительным дорогами. Выпускался полукустарным способом в Москве на заводе «Спартак». Увы, автомобилизацию страны было решено начать с сотрудничества с заокеанским Ford’ом: в результате классический Ford А превратился в советский ГАЗ-А.
2. ГАЗ «А-Аэро», 1934 год.
Инженер Алексей Никитин надел на шасси стандартного ГАЗ-А скульптурный аэродинамический кузов – только посмотрите на эти формы и соотнесите их с годом выпуска! В начале 30-х аэродинамика в автомобильной инженерии делала первые робкие шаги, однако автомобиль получился совершенно фантастического дизайна, намного опередив своё время. А каковы находки: интегрированные фары, закрытые задние арки и увеличенный киль – вся концепция работала на снижение лобового сопротивления: во время испытаний «Аэро» на четверть снизил расход топлива, а максимальная скорость выросла на 30 километров в час по сравнению с базовым «газиком». Никакого продолжения эта чудесная аэродинамическая история не получила, а сам «А-Аэро» существует только в фотографических изображениях неважного качества.
3. НАМИ-013, 1950 год.
Выдающийся концепт-кар, его идеолог – Юрий Долматовский, родной брат советского поэта Евгения Долматовского. Инженер, дизайнер, журналист и один из самых известных популяризаторов автомобиля в СССР, Юрий Аронович еще в конце 40-х сформулировал идею новой концепции автомобиля. Заднемоторная компоновка, пять метров в длину, три ряда сидений и водитель, сидящий перед передней осью – это был прорыв. Увы, дальше прототипа дело не пошло, и тот был утилизован в 1954 году. Только через семь лет в США дебютировал заднеприводный, заднемоторный однообъемник Chevrolet
Corvair Greenbrier Sportswagon, идеологически копировавший машину Долматовского.
На снимке видно, насколько в автомобиле эффективнее использовано пространство, при том же размере салона НАМИ-013 заметно компактнее, чем ЗИМ.
4. Победа-Спорт, 1950 год.
Автомобиль побеждал в трёх чемпионатах СССР – 1950, 1955 и 1956 годов. По сути, это был первый успешный советский спорт-кар, в его разработке принимали участие авиационные конструкторы, что явно прослеживается в его характерном «лётном» дизайне и в том, что автомобиль имел алюминиевые обтекатели на переднем и заднем свесах.
5. ГАЗ-Торпедо, 1951 год.
Ещё один концепт-кар отечественных авиастроителей. Автомобиль был разработан инженером А. Смолиным с использованием авиационных материалов: алюминий и дюралюминий, имел размеры 6.3 м в длину, 2.07 м в ширину при 1,2 м высоты, массу в 1100 кг. Не показав выдающихся результатов, дожил до наших дней в музейной экспозиции.
6. ЗИС-112, 1951 год.
Творение Валентина Росткова, гоночный автомобиль на шасси ЗИС-110. Почти шесть метров в длину, устрашающего вида циклопическая фара-прожектор по центру, залихватские усы-дуги, растущие из переднего обтекателя, заходящие на мощные боковины передних крыльев – чем не ответ «вечно загнивающему Западу». Колпак крыши был съемным и устанавливался в зависимости от погоды. В самой мощной из модификаций однорядный восьмицилиндровый двигатель имел мощность почти 200 лошадиных сил и максимальную скорости за 200 километров.
7. Белка, 1955 год.
Не смотря на провал с НАМИ-013, Юрий Долматовский продолжил работу над автомобилем с вагонной компоновкой. Когда руководство Ирбитского мотоциклетного завода задумалось о выпуске легкового автомобиля, руководство НАМИ вернулось к идее компактного однообъемника. «Белка» получилась совсем компактной – в длину меньше 3,5 метров, масса – около 500 кг, при этом автомобиль имел полноценный пятиместный салон, а его 700-кубовый мотоциклетный мотор выдавал целых 20 лошадиных сил: однако учитывая низкую массу, этого вполне хватало для поездок по городу. «Белка» была изящна и по-хорошему футуристична – чего стоит только передняя часть кабины для доступа в салон, откидывавшаяся вперед. Однако неплохо продуманная конструкция так и осталась концептом – строить автомобили на Ирбите передумали.
8. Москвич-Г2-407, 1956 год.
Гоночный автомобиль-рекордсмен, был разработан И. А. Гладилиным и И. И. Окуневым. Установил три отечественных рекорда скорости на гонках на длинную дистанцию, в 1959 году победил в мировом чемпионате в классе «2500cc». После 1960 года в гонках больше не участвовал, оба построенных экземпляра в конце 1963 года были разобраны на запчасти.
9. «Юность» ЗИЛ-118, 1960 год.
Один из самых красивых по дизайну авто, созданных в СССР – на «Автобусной неделе в Ницце» в 1967 году машина получила Гран-при. Но внутри! Автобус создавался на узлах и агрегатах правительственного лимузина ЗИЛ-111: представьте себе маршрутное такси массой за четыре тонны и с прожорливым бензиновым V8 под капотом – расход топлива превышал 25 литров на 100 километров. Созданный по инициативе конструкторов без задания Совета министров СССР или Госплана, «Юность» так и не повзрослела – автобус вышел дорогим в производстве, накладным в эксплуатации, а главное, область его применения была непонятна: на полноценный городской или междугородний автобус он не тянул, а для микроавтобуса оказался слишком громоздким и тяжелым.
С 1961 по 1967 годы было построено всего 20 ЗИЛ-118 первого поколения. В 1971 году внешность «Юности» омолодили, в 1974 автобус получил агрегаты от более современного лимузина ЗИЛ-114, а в 1975 - трехступенчатый «автомат» вместо двухступенчатого. Штучное производство продолжалось до 1994 года.
10. ВНИИТЭ, 1963 год.
Третья попытка упорного Юрия Долматовского. Разработка была выполнена на базе ВНИИТЭ (Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики). Взяв за основу опыт эксплуатации такси на базе обычной «Волги» ГАЗ-21 и методично устранив все ее врожденные недостатки, Долматовский представил проект «Перспективного Такси». 50-сильный «москвичевский» мотор обеспечивал вполне адекватные для городского такси 100 километров в час и находился сзади, рядом с ведущими колесами. Машина имела кузов из стеклопластика, перспективы которого в то время казались безграничными, не менее революционной выглядела сдвижная дверь справа и огромный, по меркам того времени, объем салона. Юрия Долматовского погладили по головке и проект на этом закончился. Если сравнить со специализированными Nissan NV200 Taxi, колесящими по улицам Нью-Йорка и Лондона – не сложно заметить целый ворох сходств с «Перспективным Такси» от ВНИИТЭ.
11.Москвич-408 «Турист», 1964 год.
Двухдверный «Москвич-408» со съемной жесткой крышей разработали по просьбе европейского импортера советских автомобилей Scaldia Volga, этой машиной бельгийская фирма надеялась подогреть интерес к начавшемуся экспорту обычных 408-х в Европу. Кабриолет из седана получился самым простым способом – удалив все лишнее. Кроме того, был усилен кузов, убраны лишние задние двери, а передние лишили рамок, один из двух построенных прототипов получил алюминиевые кузовные панели и даже мотор с системой впрыска топлива. Увы, даже элегантный дизайн не помог «Туристу» – до серийного производства дело не дошло и ни один из построенных прототипов до наших дней не дожил.
Интерьер «Москвича» был под стать экстерьеру - в качестве обшивки использовался красный кожзаменитель, а передняя панель была покрашена в цвет кузова.
12. ВАЗ 1801 «Пони», 1979 год.
Советский аналог гольф-кара был разработан к Олимпиаде-80, выделялся и симпатичной внешностью и нетривиальными инженерными решениями – «Пони» был электрокаром. Две никель-цинковых батареи весом по 180 килограммов каждая, располагалась в переднем и заднем блоках, запас хода составлял 110-120 километров при движении на скорости 40 километров в час. Завсегдатай всех советских автосалонов, привычно остался лишь интересным проектом.
1. НАМИ-1, 1925 год.
Автомобиль был разработан в 1924 году коллективом инженеров научного автомоторного института (НАМИ) под руководством Константина Андреевича Шарапова, в его составе был Андрей Липгарт, будущий конструктор «Победы». При этом автомобиль не был, как это часто бывало, нелицензированной копией зарубежного аналога, а представлял собой пример творческого осмысления технических и инженерных достижений того времени.
Несмотря на «сырость» конструкции, был неплохо приспособлен для эксплуатации в непростых, даже для современного автомобилиста отечественных условиях: автомобиль был прост конструктивно, имел огромный 26-сантиметровый дорожный просвет и вес всего в 700 кг, что давало хорошую проходимость по отвратительным дорогами. Выпускался полукустарным способом в Москве на заводе «Спартак». Увы, автомобилизацию страны было решено начать с сотрудничества с заокеанским Ford’ом: в результате классический Ford А превратился в советский ГАЗ-А.
2. ГАЗ «А-Аэро», 1934 год.
Инженер Алексей Никитин надел на шасси стандартного ГАЗ-А скульптурный аэродинамический кузов – только посмотрите на эти формы и соотнесите их с годом выпуска! В начале 30-х аэродинамика в автомобильной инженерии делала первые робкие шаги, однако автомобиль получился совершенно фантастического дизайна, намного опередив своё время. А каковы находки: интегрированные фары, закрытые задние арки и увеличенный киль – вся концепция работала на снижение лобового сопротивления: во время испытаний «Аэро» на четверть снизил расход топлива, а максимальная скорость выросла на 30 километров в час по сравнению с базовым «газиком». Никакого продолжения эта чудесная аэродинамическая история не получила, а сам «А-Аэро» существует только в фотографических изображениях неважного качества.
3. НАМИ-013, 1950 год.
Выдающийся концепт-кар, его идеолог – Юрий Долматовский, родной брат советского поэта Евгения Долматовского. Инженер, дизайнер, журналист и один из самых известных популяризаторов автомобиля в СССР, Юрий Аронович еще в конце 40-х сформулировал идею новой концепции автомобиля. Заднемоторная компоновка, пять метров в длину, три ряда сидений и водитель, сидящий перед передней осью – это был прорыв. Увы, дальше прототипа дело не пошло, и тот был утилизован в 1954 году. Только через семь лет в США дебютировал заднеприводный, заднемоторный однообъемник Chevrolet
Corvair Greenbrier Sportswagon, идеологически копировавший машину Долматовского.
На снимке видно, насколько в автомобиле эффективнее использовано пространство, при том же размере салона НАМИ-013 заметно компактнее, чем ЗИМ.
4. Победа-Спорт, 1950 год.
Автомобиль побеждал в трёх чемпионатах СССР – 1950, 1955 и 1956 годов. По сути, это был первый успешный советский спорт-кар, в его разработке принимали участие авиационные конструкторы, что явно прослеживается в его характерном «лётном» дизайне и в том, что автомобиль имел алюминиевые обтекатели на переднем и заднем свесах.
5. ГАЗ-Торпедо, 1951 год.
Ещё один концепт-кар отечественных авиастроителей. Автомобиль был разработан инженером А. Смолиным с использованием авиационных материалов: алюминий и дюралюминий, имел размеры 6.3 м в длину, 2.07 м в ширину при 1,2 м высоты, массу в 1100 кг. Не показав выдающихся результатов, дожил до наших дней в музейной экспозиции.
6. ЗИС-112, 1951 год.
Творение Валентина Росткова, гоночный автомобиль на шасси ЗИС-110. Почти шесть метров в длину, устрашающего вида циклопическая фара-прожектор по центру, залихватские усы-дуги, растущие из переднего обтекателя, заходящие на мощные боковины передних крыльев – чем не ответ «вечно загнивающему Западу». Колпак крыши был съемным и устанавливался в зависимости от погоды. В самой мощной из модификаций однорядный восьмицилиндровый двигатель имел мощность почти 200 лошадиных сил и максимальную скорости за 200 километров.
7. Белка, 1955 год.
Не смотря на провал с НАМИ-013, Юрий Долматовский продолжил работу над автомобилем с вагонной компоновкой. Когда руководство Ирбитского мотоциклетного завода задумалось о выпуске легкового автомобиля, руководство НАМИ вернулось к идее компактного однообъемника. «Белка» получилась совсем компактной – в длину меньше 3,5 метров, масса – около 500 кг, при этом автомобиль имел полноценный пятиместный салон, а его 700-кубовый мотоциклетный мотор выдавал целых 20 лошадиных сил: однако учитывая низкую массу, этого вполне хватало для поездок по городу. «Белка» была изящна и по-хорошему футуристична – чего стоит только передняя часть кабины для доступа в салон, откидывавшаяся вперед. Однако неплохо продуманная конструкция так и осталась концептом – строить автомобили на Ирбите передумали.
8. Москвич-Г2-407, 1956 год.
Гоночный автомобиль-рекордсмен, был разработан И. А. Гладилиным и И. И. Окуневым. Установил три отечественных рекорда скорости на гонках на длинную дистанцию, в 1959 году победил в мировом чемпионате в классе «2500cc». После 1960 года в гонках больше не участвовал, оба построенных экземпляра в конце 1963 года были разобраны на запчасти.
9. «Юность» ЗИЛ-118, 1960 год.
Один из самых красивых по дизайну авто, созданных в СССР – на «Автобусной неделе в Ницце» в 1967 году машина получила Гран-при. Но внутри! Автобус создавался на узлах и агрегатах правительственного лимузина ЗИЛ-111: представьте себе маршрутное такси массой за четыре тонны и с прожорливым бензиновым V8 под капотом – расход топлива превышал 25 литров на 100 километров. Созданный по инициативе конструкторов без задания Совета министров СССР или Госплана, «Юность» так и не повзрослела – автобус вышел дорогим в производстве, накладным в эксплуатации, а главное, область его применения была непонятна: на полноценный городской или междугородний автобус он не тянул, а для микроавтобуса оказался слишком громоздким и тяжелым.
С 1961 по 1967 годы было построено всего 20 ЗИЛ-118 первого поколения. В 1971 году внешность «Юности» омолодили, в 1974 автобус получил агрегаты от более современного лимузина ЗИЛ-114, а в 1975 - трехступенчатый «автомат» вместо двухступенчатого. Штучное производство продолжалось до 1994 года.
10. ВНИИТЭ, 1963 год.
Третья попытка упорного Юрия Долматовского. Разработка была выполнена на базе ВНИИТЭ (Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики). Взяв за основу опыт эксплуатации такси на базе обычной «Волги» ГАЗ-21 и методично устранив все ее врожденные недостатки, Долматовский представил проект «Перспективного Такси». 50-сильный «москвичевский» мотор обеспечивал вполне адекватные для городского такси 100 километров в час и находился сзади, рядом с ведущими колесами. Машина имела кузов из стеклопластика, перспективы которого в то время казались безграничными, не менее революционной выглядела сдвижная дверь справа и огромный, по меркам того времени, объем салона. Юрия Долматовского погладили по головке и проект на этом закончился. Если сравнить со специализированными Nissan NV200 Taxi, колесящими по улицам Нью-Йорка и Лондона – не сложно заметить целый ворох сходств с «Перспективным Такси» от ВНИИТЭ.
11.Москвич-408 «Турист», 1964 год.
Двухдверный «Москвич-408» со съемной жесткой крышей разработали по просьбе европейского импортера советских автомобилей Scaldia Volga, этой машиной бельгийская фирма надеялась подогреть интерес к начавшемуся экспорту обычных 408-х в Европу. Кабриолет из седана получился самым простым способом – удалив все лишнее. Кроме того, был усилен кузов, убраны лишние задние двери, а передние лишили рамок, один из двух построенных прототипов получил алюминиевые кузовные панели и даже мотор с системой впрыска топлива. Увы, даже элегантный дизайн не помог «Туристу» – до серийного производства дело не дошло и ни один из построенных прототипов до наших дней не дожил.
Интерьер «Москвича» был под стать экстерьеру - в качестве обшивки использовался красный кожзаменитель, а передняя панель была покрашена в цвет кузова.
12. ВАЗ 1801 «Пони», 1979 год.
Советский аналог гольф-кара был разработан к Олимпиаде-80, выделялся и симпатичной внешностью и нетривиальными инженерными решениями – «Пони» был электрокаром. Две никель-цинковых батареи весом по 180 килограммов каждая, располагалась в переднем и заднем блоках, запас хода составлял 110-120 километров при движении на скорости 40 километров в час. Завсегдатай всех советских автосалонов, привычно остался лишь интересным проектом.
Похожие статьи:
11 август 2014, Понедельник
Забытые довоенные спорткары в СССР (6 фото)
01 апрель 2014, Вторник
12 советских концепт-каров (12 фото)
18 декабрь 2013, Среда
Неизвестный «Запорожец» (19 фото)
29 август 2013, Четверг
Культовый автомобиль СССР - Победа (5 фото)
Комментарии: