Экскурсия в жилище каменного века (21 фото)
Эти домики – жилища людей ботайской культуры, существовавшей в районе Северного Казахстана более пяти с половиной тысяч лет назад. Вида эти люди были довольно европейского: смесь средиземноморского и уральского типов – нормальные уральские парни, только дикие: металла не знали, пользовались камнем да костью.
Вот что представляли собой их каменные орудия. Называется микролиты, размером примерно с фалангу пальца или даже с ноготь – в зависимости от назначения. Это такие сменные каменные лезвия для деревянного или костяного инструмента. Вставлялись в пазы и закреплялись смолой.
Археологи проверяли – держит почти намертво. Почти – потому что при поломке одного лезвия его можно было заменить, а не выбрасывать весь инструмент целиком.
Наконечники.
Ну так вот, обладая столь добротным – по меркам каменного века, конечно – инструментарием, строили себе ботайцы добротные же – по тем же меркам – дома-полуземлянки, благо бесконечно кочевать вслед за дикими стадами им было не нужно: на обломках их керамики обнаружены следы кумыса.
Ботайцы первыми чуть ли не из всех людей одомашнили лошадей – доить-то можно только ручную лошадь – но, похоже, еще не додумались их куда-нибудь запрягать. Может, и колеса-то не знали. Зато верхом вроде ездили – найдены элементы упряжи и следы от удил на лошадиных зубах (а обглоданных лошадиных костей там много – сначала считали, что жители просто охотились на диких коней), но не кочевали, а, похоже, просто выпасали и разводили лошадей ради мяса и молока, как мы коров, и жили на одном месте, где понастроили за шестьсот лет более 250 круглых полуземлянок.
Основу жилища составляла вырытая в земле круглая яма метра полтора глубиной – так было жить теплее. В ее стенах могли располагаться ниши-полочки для разных вещей – первобытная мебель.
Сверху ставился купол из бревен.
Который конопатился мхом и травой, потом накрывался шкурами, а сверху всё это покрывалось саманом, глиной и дерном.
Сверху оставляли дымовое отверстие, под которым располагался очаг – как в юрте или яранге.
Спали жители на полатях разного уровня – а жителей в одной такой хижине могло быть много, семьи были большими и не всегда бывало понятно, кто отец того или иного ребенка – поэтому древнейшая система родства считается не по отцу, а по матери.
Жилище могло быть многокомнатным – когда семья разрасталась, сбоку просто пристраивали еще один купол.
Рядом находились похожие производственные помещения, в которых ботайцы работали с камнем, деревом и шкурами, шили одежду, делали горшки. Из костей лошади делали долота для обработки дерева, из костей птиц – иглы для шитья одежды.
Мясо заготавливали следующим образом: выкапывали яму глубиной до метра, в которую складывали части туши лошади, затем закрывали шкурами и глиной. Сверху разводили костер, горевший до тех пор, пока не выгорал весь кислород. После приготовления мясо могло без доступа воздуха находиться там долгое время.
На фотографиях всё выглядит убогим и замызганным, но внутри, как ни странно, довольно уютно и просторно.
Очень хорошо дышится – запахи дерева, костра и глины.
Света через дымовые отверстия проникает достаточно, чтобы всё видеть и снимать с рук без вспышки.
Реконструкция показала, что летом здесь прохладно и сухо, а в осенне-зимний период не наблюдается сильных перепадов температур и при постоянном соблюдении основных требований по уходу (своевременная уборка снега, отвод паводковых вод) такая полуземлянка служила в среднем по 15-20 лет – пока не прогнивали перекрытия. Естественно, ежегодно необходимо было подмазывать стены, перекрытия, внутреннюю часть котлована.
Понятно, что я бы не хотел так жить, особенно с настоящими ботайцами – у нас разные представления о культуре… Но, скажем, походная ночевка в слегка модернизированной и отмытой современной реплике такого жилища получилась бы весьма комфортной и романтичной.
Вот что представляли собой их каменные орудия. Называется микролиты, размером примерно с фалангу пальца или даже с ноготь – в зависимости от назначения. Это такие сменные каменные лезвия для деревянного или костяного инструмента. Вставлялись в пазы и закреплялись смолой.
Археологи проверяли – держит почти намертво. Почти – потому что при поломке одного лезвия его можно было заменить, а не выбрасывать весь инструмент целиком.
Наконечники.
Ну так вот, обладая столь добротным – по меркам каменного века, конечно – инструментарием, строили себе ботайцы добротные же – по тем же меркам – дома-полуземлянки, благо бесконечно кочевать вслед за дикими стадами им было не нужно: на обломках их керамики обнаружены следы кумыса.
Ботайцы первыми чуть ли не из всех людей одомашнили лошадей – доить-то можно только ручную лошадь – но, похоже, еще не додумались их куда-нибудь запрягать. Может, и колеса-то не знали. Зато верхом вроде ездили – найдены элементы упряжи и следы от удил на лошадиных зубах (а обглоданных лошадиных костей там много – сначала считали, что жители просто охотились на диких коней), но не кочевали, а, похоже, просто выпасали и разводили лошадей ради мяса и молока, как мы коров, и жили на одном месте, где понастроили за шестьсот лет более 250 круглых полуземлянок.
Основу жилища составляла вырытая в земле круглая яма метра полтора глубиной – так было жить теплее. В ее стенах могли располагаться ниши-полочки для разных вещей – первобытная мебель.
Сверху ставился купол из бревен.
Который конопатился мхом и травой, потом накрывался шкурами, а сверху всё это покрывалось саманом, глиной и дерном.
Сверху оставляли дымовое отверстие, под которым располагался очаг – как в юрте или яранге.
Спали жители на полатях разного уровня – а жителей в одной такой хижине могло быть много, семьи были большими и не всегда бывало понятно, кто отец того или иного ребенка – поэтому древнейшая система родства считается не по отцу, а по матери.
Жилище могло быть многокомнатным – когда семья разрасталась, сбоку просто пристраивали еще один купол.
Рядом находились похожие производственные помещения, в которых ботайцы работали с камнем, деревом и шкурами, шили одежду, делали горшки. Из костей лошади делали долота для обработки дерева, из костей птиц – иглы для шитья одежды.
Мясо заготавливали следующим образом: выкапывали яму глубиной до метра, в которую складывали части туши лошади, затем закрывали шкурами и глиной. Сверху разводили костер, горевший до тех пор, пока не выгорал весь кислород. После приготовления мясо могло без доступа воздуха находиться там долгое время.
На фотографиях всё выглядит убогим и замызганным, но внутри, как ни странно, довольно уютно и просторно.
Очень хорошо дышится – запахи дерева, костра и глины.
Света через дымовые отверстия проникает достаточно, чтобы всё видеть и снимать с рук без вспышки.
Реконструкция показала, что летом здесь прохладно и сухо, а в осенне-зимний период не наблюдается сильных перепадов температур и при постоянном соблюдении основных требований по уходу (своевременная уборка снега, отвод паводковых вод) такая полуземлянка служила в среднем по 15-20 лет – пока не прогнивали перекрытия. Естественно, ежегодно необходимо было подмазывать стены, перекрытия, внутреннюю часть котлована.
Понятно, что я бы не хотел так жить, особенно с настоящими ботайцами – у нас разные представления о культуре… Но, скажем, походная ночевка в слегка модернизированной и отмытой современной реплике такого жилища получилась бы весьма комфортной и романтичной.
Похожие статьи:
09 июнь 2014, Понедельник
10 самых дорогих лошадей (10 фото)
13 февраль 2014, Четверг
Пока люди специально одомашнивали собак, кошки одомашнили себя самостоятельно
09 январь 2014, Четверг
Чтобы это могло быть? (3 фото)
Комментарии: