Как жили крестьянки конца XIX века (5 фото)
Выйти замуж за «старика» в 16 и за «малого» в 20 – одинаково плохо. Три дня погулять на свадьбе, а потом за работу. Никаких декретов, беременна – рожай в поле, а потом носи младенца с собой, если оставить не с кем. Сколько детей родишь – вопрос, сколько из них выживут – еще больший. Куда деть нежеланного ребенка? Если совсем невмоготу, можно утопить или задушить. Вот она, доля женская, так жили крестьянки конца XIX века. Как крестьяне расправлялись с гулящими девками, избавлялись от нежеланных детей, и за что мужья били жен.
Как выходили замуж
Когда в крестьянской семье рождалась девочка, никто особенно не радовался. Другое дело — сын. С малых лет дочь помогала матери по хозяйству, когда рождались еще дети — нянчила их. Избавиться от дочери не торопились, в каждом доме нужна рабочая сила, но и засиживаться в девках не давали. Иногда детей сватали еще в детстве, так сказать, на вырост.
Замуж девушек выдавали лет с 16−18. Жених мог оказаться старше невесты, а мог и младше. Бывало, даже испрашивали разрешения архиерея женить «малого», не достигшего еще 18. За девушкой брали приданое — в основном наряды, постельное белье, прялки. Жених же давал невесте «поклажу» — пять-десять рублей, шубу, муку и крупы. Чуть позже за невестой стали давать деньги, особенно если она отличалась каким-нибудь недостатком: глуховата, или косая, или «стара», то есть порядочно старше жениха, или были про нее слухи, что «гуляла».
Как рожали
Часто жених и невеста были еще совсем не развиты. Бытовало поверье, что «молодые с венца подымаются», то есть растут после своего бракосочетания. Вследствие этого и первые дети рождались и выживали редко. Это иногда происходило и от полного еще неумения молодой матери обращаться с маленьким ребенком. Молодые матери также очень часто «засыпали» детей, то есть душили их нечаянно во сне. Ребенка (до году) мать иногда ночью укладывала между собою и мужем, «чтобы пососал»: даст ему грудь, заснет, навалится на него и придушит. За заспанного младенца священник накладывал епитимью.
Беременные женщины продолжали работать до самых родов. Некоторых из них схватки настигали прямо в поле — и тогда они рожали на сене или в тряской телеге. Иногда рожали дома с помощью бабки. Для ускорения родов роженицу парили в печи. Женщину могли заставить висеть, схватившись руками за брус, чтобы ребенок скорее вышел. Дочь знаменитого путешественника, Ольга Семенова Тянь-Шанская, в своих очерках описывала: «Когда младенец идет «не путем», то есть вперед ногами, или согнутый, то некоторые бабки спускают роженицу с доски. Широкая доска приставляется наискосок к стене и укрепляется так. Наверх доски бабка при помощи мужа кладет навзничь роженицу — головою вниз. Затем муж и бабка ее отпускают, и она быстро катится вниз головою (муж и бабка следят, чтоб она не свернулась набок), от такого быстрого движения и некоторой встряски ребенок будто бы «выправляется» и вторично уже может пойти правильно, то есть головкой вперед».
Крестьянская семья
Обратно к работам женщины возвращались спустя неделю. Через 6 недель новоиспеченная мать должна была прочитать «очистительную молитву» и только после этого могла снова сожительствовать с мужем. Но пьяные мужья уже через неделю-две приставали к женам.
Как мужья били жен
От пьяных мужей женщинам доставалось регулярно. Мужчины били жен, если те отказывались исполнять их «мужнину волю»: не хотели снимать с них сапоги, укладывать спать, ложиться вместе с ними. Семенова Тянь-Шанская в своих очерках описывала такой случай: «Я знала одного мужика, который любил, когда он бывал пьяный, так издеваться над женой: «Становись, жена, на колени, клади голову на порог, моя воля, захочу — убью тебя!» И баба должна была беспрекословно класть свою голову на порог, а он заносил над ней топор, причем маленькие дети его обыкновенно подымали плач и крик. Тогда он произносил: «Детей жалко, а то бы не быть тебе живой», — и отпускал жену. Это называется «мудровать над женой» или «над женой измываться».
Как «гуляли» и избавлялись от детей
Сожительствовать юноши и девушки часто начинали еще до свадьбы. Встречались они обычно на «кругах» или «улицах». Прятались на гумне. Парни уговаривали девушек, обещая жениться, прельщая дешевыми подарками. «Прижила себе на горе сына и всего-то за пустяк, за десяток яблоков!» — признавалась одна крестьянка.
От таких гуляний часто рождались нежеланные дети. Бывали в деревнях и аборты — «вытравление» детей: пили настой можжевельника, например. Часто младенцев убивали. Семенова Тянь-Шанская пишет: «Родит баба или девка где-нибудь в клети одна, затем придушит маленького руками и бросит его либо в воду (с камнем на шее), либо в густой конопле, или на дворе, или где-нибудь в свином катухе зароет. Родила раз баба (вдова) под самое Светлое Воскресенье, когда все были в церкви, и задушила ребенка.
Чтобы ребенок быстрее вышел, женщина скатывалась с доски головой вниз
«Все равно околел бы с голоду» (у нее было шесть детей, кроме этого ребенка), после чего скорее спрятала его в свой сундук и заперла на ключ, так как ждала, что вот-вот вернутся все из церкви. Все Светлое Воскресенье пролежала, говоря, что ей «шибко неможется». Ночью, когда все улеглись спать, она взяла ведро (будто за водой идти), зашла с ним в клеть, вынула из сундука ребенка и положила его в ведро — и на пруд поскорее. В пруду она закинула ребенка (с камнем на шее) в воду и вернулась как ни в чем не бывало с ведром воды домой. Наутро она ушла из дому и нанялась где-то в стряпухи. Ребенка нашли в пруду через месяц, когда пруд стал усыхать, и баба попалась».
С «распутевыми», то есть гулящими девками расправлялись просто. Если у женщины было несколько любовников, то они собирались вместе и мазали ей ворота дегтем или просто били. «Побьют ее, затем подымут ей рубашку на голову, свяжут ее (так, что голова женщины находится как бы в мешке, а до пояса она голая) и пустят так по деревне. Девка, у которой один любовник, уже не считается по нынешним временам «распутевой», и ей ворота дегтем не мажут».
Как выходили замуж
Когда в крестьянской семье рождалась девочка, никто особенно не радовался. Другое дело — сын. С малых лет дочь помогала матери по хозяйству, когда рождались еще дети — нянчила их. Избавиться от дочери не торопились, в каждом доме нужна рабочая сила, но и засиживаться в девках не давали. Иногда детей сватали еще в детстве, так сказать, на вырост.
Замуж девушек выдавали лет с 16−18. Жених мог оказаться старше невесты, а мог и младше. Бывало, даже испрашивали разрешения архиерея женить «малого», не достигшего еще 18. За девушкой брали приданое — в основном наряды, постельное белье, прялки. Жених же давал невесте «поклажу» — пять-десять рублей, шубу, муку и крупы. Чуть позже за невестой стали давать деньги, особенно если она отличалась каким-нибудь недостатком: глуховата, или косая, или «стара», то есть порядочно старше жениха, или были про нее слухи, что «гуляла».
Как рожали
Часто жених и невеста были еще совсем не развиты. Бытовало поверье, что «молодые с венца подымаются», то есть растут после своего бракосочетания. Вследствие этого и первые дети рождались и выживали редко. Это иногда происходило и от полного еще неумения молодой матери обращаться с маленьким ребенком. Молодые матери также очень часто «засыпали» детей, то есть душили их нечаянно во сне. Ребенка (до году) мать иногда ночью укладывала между собою и мужем, «чтобы пососал»: даст ему грудь, заснет, навалится на него и придушит. За заспанного младенца священник накладывал епитимью.
Беременные женщины продолжали работать до самых родов. Некоторых из них схватки настигали прямо в поле — и тогда они рожали на сене или в тряской телеге. Иногда рожали дома с помощью бабки. Для ускорения родов роженицу парили в печи. Женщину могли заставить висеть, схватившись руками за брус, чтобы ребенок скорее вышел. Дочь знаменитого путешественника, Ольга Семенова Тянь-Шанская, в своих очерках описывала: «Когда младенец идет «не путем», то есть вперед ногами, или согнутый, то некоторые бабки спускают роженицу с доски. Широкая доска приставляется наискосок к стене и укрепляется так. Наверх доски бабка при помощи мужа кладет навзничь роженицу — головою вниз. Затем муж и бабка ее отпускают, и она быстро катится вниз головою (муж и бабка следят, чтоб она не свернулась набок), от такого быстрого движения и некоторой встряски ребенок будто бы «выправляется» и вторично уже может пойти правильно, то есть головкой вперед».
Крестьянская семья
Обратно к работам женщины возвращались спустя неделю. Через 6 недель новоиспеченная мать должна была прочитать «очистительную молитву» и только после этого могла снова сожительствовать с мужем. Но пьяные мужья уже через неделю-две приставали к женам.
Как мужья били жен
От пьяных мужей женщинам доставалось регулярно. Мужчины били жен, если те отказывались исполнять их «мужнину волю»: не хотели снимать с них сапоги, укладывать спать, ложиться вместе с ними. Семенова Тянь-Шанская в своих очерках описывала такой случай: «Я знала одного мужика, который любил, когда он бывал пьяный, так издеваться над женой: «Становись, жена, на колени, клади голову на порог, моя воля, захочу — убью тебя!» И баба должна была беспрекословно класть свою голову на порог, а он заносил над ней топор, причем маленькие дети его обыкновенно подымали плач и крик. Тогда он произносил: «Детей жалко, а то бы не быть тебе живой», — и отпускал жену. Это называется «мудровать над женой» или «над женой измываться».
Как «гуляли» и избавлялись от детей
Сожительствовать юноши и девушки часто начинали еще до свадьбы. Встречались они обычно на «кругах» или «улицах». Прятались на гумне. Парни уговаривали девушек, обещая жениться, прельщая дешевыми подарками. «Прижила себе на горе сына и всего-то за пустяк, за десяток яблоков!» — признавалась одна крестьянка.
От таких гуляний часто рождались нежеланные дети. Бывали в деревнях и аборты — «вытравление» детей: пили настой можжевельника, например. Часто младенцев убивали. Семенова Тянь-Шанская пишет: «Родит баба или девка где-нибудь в клети одна, затем придушит маленького руками и бросит его либо в воду (с камнем на шее), либо в густой конопле, или на дворе, или где-нибудь в свином катухе зароет. Родила раз баба (вдова) под самое Светлое Воскресенье, когда все были в церкви, и задушила ребенка.
Чтобы ребенок быстрее вышел, женщина скатывалась с доски головой вниз
«Все равно околел бы с голоду» (у нее было шесть детей, кроме этого ребенка), после чего скорее спрятала его в свой сундук и заперла на ключ, так как ждала, что вот-вот вернутся все из церкви. Все Светлое Воскресенье пролежала, говоря, что ей «шибко неможется». Ночью, когда все улеглись спать, она взяла ведро (будто за водой идти), зашла с ним в клеть, вынула из сундука ребенка и положила его в ведро — и на пруд поскорее. В пруду она закинула ребенка (с камнем на шее) в воду и вернулась как ни в чем не бывало с ведром воды домой. Наутро она ушла из дому и нанялась где-то в стряпухи. Ребенка нашли в пруду через месяц, когда пруд стал усыхать, и баба попалась».
С «распутевыми», то есть гулящими девками расправлялись просто. Если у женщины было несколько любовников, то они собирались вместе и мазали ей ворота дегтем или просто били. «Побьют ее, затем подымут ей рубашку на голову, свяжут ее (так, что голова женщины находится как бы в мешке, а до пояса она голая) и пустят так по деревне. Девка, у которой один любовник, уже не считается по нынешним временам «распутевой», и ей ворота дегтем не мажут».
Похожие статьи:
12 март 2015, Четверг
Беременность не помешала матери стать сексуальной моделью (4 фото)
11 февраль 2015, Среда
Между женой и сыном с синдромом Дауна мужчина выбрал ребенка (5 фото)
03 февраль 2015, Вторник
Традиции родителей по всему миру (9 фото)
19 сентябрь 2014, Пятница
Как проходит современная цыганская свадьба (24 фото)
Комментарии: