Lada EVA и мода на тюнинг "Жигулей" (20 фото)
Этот автомобиль буквально взорвал в 80-е годы спокойную советсткую автодействительность. Lada EVA…300 л.с. и турбонаддув, в 1986 году на советском автомобиле!
Я до сих пор помню какое впечатление на меня тогда произвело фото этого спорткара. Я всматривался в каждую линию, каждую букву модных наклеек. Чуть позже отец купил мне плакат с LADA EVA и этот автомобиль лет 10 украшал мою комнату. Но и по прошествии стольких лет ВАЗ-2108 ЭВА достоен того, чтобы о нем рассказать.
Та самая LADA EVA, образца 1986 года
Это был не какой-то «кулибинский» самопал, а вполне заводской автомобиль, созданный на экспериментальном Вильнюсском Автозаводе (вот откуда и пошла аббревиатура EVA) выдающимся гонщиком и инженером Stasys Brundza . И это он сумел снять с движка ВАЗ-2106 немыслимые в 80-х в СССР 300 л.с!
Что, не слыхали о таком автозаводе? А Вильнюсская фабрика транспортных средств (ВФТС) о чем-то говорит? Тоже нет? Тогда читайте дальше, это была очень достойная страница в автомобильной истории.
Это самая ранняя версия LADA EVA. 1985 г
Что такое 300 л.с. в 1986 году? Ну, скажем, Porsche 911 Carrera CS выдавала тогда 231 л.с. BMW M5 (E28) обескураживала магическими 286 л.с. А в Союзе тогда мегакрутой машиной считалась "догонялка" КГБ ГАЗ-24-24 с 8-цилиндровым мотором 195 л.с. А тут "восьмерка" у которой и самой было тогда 64 л.с., с "шестерочным" двигателем (у него тоже было 80 л.с.) и вдруг разогнана до 300 (!) л.с. Надо отметить, что для нас тогда все что было больше 100 л.с. — уже казалось спорткарами. И только благодаря редким публикациям Льва Шугурова (увы уже покойного) мы узнавали, что в мире есть "жизнь" и за пределами 100 л.с., и за 200 л.с. тоже есть. Но чтобы у нас, да еще и на "восьмерке" 300 л.с! Это был шок!
Так называемая дневная версия LADA EVA
LADA EVA хоть и имела облик ВАЗ-2108, по сути была абсолютно другим автомобилем. Из общих наружных деталей – оптика, двери и лобовое стекло. LADA EVA имела пространственный каркас, к которому крепились стеклопластиковые откидные капот и «багажник».
Дизайн стеклопластиковых панелей и их аэродинамику дорабатывали специалисты Пренайского экспериментального завода спортивной авиации ДОСААФ. А потом ее еще проверяли в трубе Дмитровского автополигона НАМИ.
Двигатель был расположен в базе перед задним мостом, и в отличие от «восьмерки» EVA имела задний привод. Двигатель у нее был от «классической» ВАЗ-2106, который тогда считался самым мощным в ВАЗовской гамме. Вернее, от «шестерочного» двигателя был только блок цилиндров с увеличенным объемом до 1860 см3. А дальше все было по-другому: 4 клапана на цилиндр, впрыск топлива Lucas, турбонаддув, эффективная система смазки, кованные поршни, камеры сгорания особой формы и т.п.
Интерьер LADA EVA был оригинальным, но с использованием ВАЗовских приборов
В итоге на LADA EVA удалось достичь мощности в 300 л.с. Но потенциал конструкции был даже тогда намного выше.
Спустя год появляется проект полноприводной версии LADA EVA S-PROTO с двигателем мощностью 350 л.с. Но этому автомобилю не суждено было воплотиться в металле и покорить раллийные допы. FIA наложило запрет на проведение соревнований группы Б, для которой он и создавался. Это решение поставило крест не только на будущем LADA EVA, но и на дальнейших перспективах самого предприятия.
Вот из этого номера журнала о LADA EVA узнала широкая автомобильная общественность Союза. Но к тому моменту FIA уже запретила Группу Б
Тем не менее в Вильнюсе успели выпустить четыре LADA EVA, две из которых сейчас хранится в музее в Литве.
Еще какое-то время завод продолжает выпускать раллийные LADA 2105 VFTS, созданные на базе кузова ВАЗ-2105 и LADA-2108 Rally и даже экспортирует их за рубеж. А потом грянул развал Союза и всеобщий хаос. Автозаводам было не до экспериментальных гоночных авто, а порой и не до автоспорта вообще.
Знаменитая LADA-2105VFTS комплектовалась двигателем 160 л.с.
Экспериментальный Вильнюсский автозавод под руководством Стасиса Брундзы просуществовал до 1992 года, выпустив чуть более 200 автомобилей за свою историю, но оставив ярчайший след в сознании советских автомобилистов. Именно с подачи вильнюсского автозавода в СССР появилась мода на целые десятилетия на спойлер под передним бампером, переходящий в расширители арок и пежонский «хвостик» на крышке багажника ВАЗовской «классики». А целые поколения кооперативов по всей стране долгие годы выпускали солнцезащитные пленки на лобовое стекло с магическими надписями "LADA SPORT", "LADA RALLY", "MICHELIN", "PIRELLI" и т.п. по мотивам вильнюсских машин.
Эти формы копировали еще целых два десятилетия
А признаком правильного тюнинга еще долго считались колесные диски с широким ободом и обязательный набор в виде стального коленвала, кованых поршней и карбюратора Weber 45. Эту моду задал в СССР именно Стасис и его коллектив.
Под давлением обстоятельств было решено трансформировать завод ЭВА в дилерский центр по продаже и обслуживанию иномарок. Сам Стасис превратился в успешного бизнесмена и занялся импортом VW и Audi в Литву. Параллельно он сумел собрать уникальную коллекцию автомобилей. Среди них есть и LADA EVA, притом в двух исполнениях: дневном (без дополнительных прожекторов) и ночном (с четырьмя мощными фарами).
Стасис закончил карьеру автогонщика лишь в 2000 году и впоследствии возглавил наблюдательный совет крупного литовского банка, но вовремя успел из него выйти. С именем этого банка и его владельца российского бизнесмена Владимира Антонова связана авантюрная попытка возродить марку Spyker и купить шведский SAAB. Авантюра не удалась, а та попытка дорого обошлась Антонову — банк был ликвидирован.
Стасис Брундза
Ну а Стасис Брундза заслуженно почивает на лаврах и сейчас частый гость на различных автоспортивных соревнованиях. Он – легенда Литвы и президент Автомобильного Клуба. Из более чем 100 экспонатов Музея антикварных автомобилей и славы транспортного спорта (в Вильнюсе) основная часть экспозиции принадлежит Брундзе, который начал коллекционировать автомобили с 1979 года. Его личная коллекция Cadillac считается самой большой в Европе. В музее есть и Porsche 911, который Стасис выменял у болгарской сборной на две LADA-2105VFTS. Вот так тогда ценились вильнюсские машины.
Первые победы Стасис завоевал на ЗАЗ-965
А еще он — один из самых титулованных автоспортсменов и талантливый инженер-конструктор бывшего СССР. Шутка ли, но Стасис 10-кратный чемпион СССР по ралли и 3-кратный РСФСР.
Притом, это тот самый случай, когда человек сделал себя сам. Стасис начинал спортивную карьеру еще в 16 лет на «Запорожце» ЗАЗ-965, затем ездил на «Москвичах», почти 10 лет жил в Ижевске и принес заводской команде до сих пор не превзойденную спортивную славу.
С участием Брундзы раллийная слава ИЖмаша достигла пика
А уже в 1975 году Стасис пересел на LADA и через год занимает 2-е место на «Ралли Акрополис» на LADA 1600 – фактически ВАЗ-21011 с двигателем от «шестерки».
Совпадение или нет, но после успешного выступления Брундзы на Ралли Акрополис, продажи LADA в Греции увеличились вдвое
Именно под Брундзу и его команду на Вильнюсском авторемонтном заводе организовывают экспериментальный цех по выпуску спортивных автомобилей, который в последствии переименовывают в Вильнюсскую Фабрику транспортных средств (ВФТС), а затем и в ЭВА.
Пилоты сборной СССР несколько раз выиграли Кубок Социалистических стран в командном зачете и ряд этапов в личном именно на LADA-2105VFTS
Но физически автозавод заканчивают строить лишь к 1990 году и на новых площадях успевают выпустить лишь несколько десятков автомобилей. Тем не менее, аббревиатура EVA оставила свой яркий след в автомобильной истории и мозгах миллионов автомобилистов той поры.
Вот такой календарь с LADA EVA украшал и мою комнату. Но мой экземпляр, увы, не сохранился. А у многих он до сих пор висит.
Лично на меня LADA EVA оказала огромнейшее влияние. Я тогда понял, что автопром имеет еще такие просторы для усовершенствований, что к пределу еще не скоро придем. И этот путь будет захватывающим и интересным.
Я до сих пор помню какое впечатление на меня тогда произвело фото этого спорткара. Я всматривался в каждую линию, каждую букву модных наклеек. Чуть позже отец купил мне плакат с LADA EVA и этот автомобиль лет 10 украшал мою комнату. Но и по прошествии стольких лет ВАЗ-2108 ЭВА достоен того, чтобы о нем рассказать.
Та самая LADA EVA, образца 1986 года
Это был не какой-то «кулибинский» самопал, а вполне заводской автомобиль, созданный на экспериментальном Вильнюсском Автозаводе (вот откуда и пошла аббревиатура EVA) выдающимся гонщиком и инженером Stasys Brundza . И это он сумел снять с движка ВАЗ-2106 немыслимые в 80-х в СССР 300 л.с!
Что, не слыхали о таком автозаводе? А Вильнюсская фабрика транспортных средств (ВФТС) о чем-то говорит? Тоже нет? Тогда читайте дальше, это была очень достойная страница в автомобильной истории.
Это самая ранняя версия LADA EVA. 1985 г
Что такое 300 л.с. в 1986 году? Ну, скажем, Porsche 911 Carrera CS выдавала тогда 231 л.с. BMW M5 (E28) обескураживала магическими 286 л.с. А в Союзе тогда мегакрутой машиной считалась "догонялка" КГБ ГАЗ-24-24 с 8-цилиндровым мотором 195 л.с. А тут "восьмерка" у которой и самой было тогда 64 л.с., с "шестерочным" двигателем (у него тоже было 80 л.с.) и вдруг разогнана до 300 (!) л.с. Надо отметить, что для нас тогда все что было больше 100 л.с. — уже казалось спорткарами. И только благодаря редким публикациям Льва Шугурова (увы уже покойного) мы узнавали, что в мире есть "жизнь" и за пределами 100 л.с., и за 200 л.с. тоже есть. Но чтобы у нас, да еще и на "восьмерке" 300 л.с! Это был шок!
Так называемая дневная версия LADA EVA
LADA EVA хоть и имела облик ВАЗ-2108, по сути была абсолютно другим автомобилем. Из общих наружных деталей – оптика, двери и лобовое стекло. LADA EVA имела пространственный каркас, к которому крепились стеклопластиковые откидные капот и «багажник».
Дизайн стеклопластиковых панелей и их аэродинамику дорабатывали специалисты Пренайского экспериментального завода спортивной авиации ДОСААФ. А потом ее еще проверяли в трубе Дмитровского автополигона НАМИ.
Двигатель был расположен в базе перед задним мостом, и в отличие от «восьмерки» EVA имела задний привод. Двигатель у нее был от «классической» ВАЗ-2106, который тогда считался самым мощным в ВАЗовской гамме. Вернее, от «шестерочного» двигателя был только блок цилиндров с увеличенным объемом до 1860 см3. А дальше все было по-другому: 4 клапана на цилиндр, впрыск топлива Lucas, турбонаддув, эффективная система смазки, кованные поршни, камеры сгорания особой формы и т.п.
Интерьер LADA EVA был оригинальным, но с использованием ВАЗовских приборов
В итоге на LADA EVA удалось достичь мощности в 300 л.с. Но потенциал конструкции был даже тогда намного выше.
Спустя год появляется проект полноприводной версии LADA EVA S-PROTO с двигателем мощностью 350 л.с. Но этому автомобилю не суждено было воплотиться в металле и покорить раллийные допы. FIA наложило запрет на проведение соревнований группы Б, для которой он и создавался. Это решение поставило крест не только на будущем LADA EVA, но и на дальнейших перспективах самого предприятия.
Вот из этого номера журнала о LADA EVA узнала широкая автомобильная общественность Союза. Но к тому моменту FIA уже запретила Группу Б
Тем не менее в Вильнюсе успели выпустить четыре LADA EVA, две из которых сейчас хранится в музее в Литве.
Еще какое-то время завод продолжает выпускать раллийные LADA 2105 VFTS, созданные на базе кузова ВАЗ-2105 и LADA-2108 Rally и даже экспортирует их за рубеж. А потом грянул развал Союза и всеобщий хаос. Автозаводам было не до экспериментальных гоночных авто, а порой и не до автоспорта вообще.
Знаменитая LADA-2105VFTS комплектовалась двигателем 160 л.с.
Экспериментальный Вильнюсский автозавод под руководством Стасиса Брундзы просуществовал до 1992 года, выпустив чуть более 200 автомобилей за свою историю, но оставив ярчайший след в сознании советских автомобилистов. Именно с подачи вильнюсского автозавода в СССР появилась мода на целые десятилетия на спойлер под передним бампером, переходящий в расширители арок и пежонский «хвостик» на крышке багажника ВАЗовской «классики». А целые поколения кооперативов по всей стране долгие годы выпускали солнцезащитные пленки на лобовое стекло с магическими надписями "LADA SPORT", "LADA RALLY", "MICHELIN", "PIRELLI" и т.п. по мотивам вильнюсских машин.
Эти формы копировали еще целых два десятилетия
А признаком правильного тюнинга еще долго считались колесные диски с широким ободом и обязательный набор в виде стального коленвала, кованых поршней и карбюратора Weber 45. Эту моду задал в СССР именно Стасис и его коллектив.
Под давлением обстоятельств было решено трансформировать завод ЭВА в дилерский центр по продаже и обслуживанию иномарок. Сам Стасис превратился в успешного бизнесмена и занялся импортом VW и Audi в Литву. Параллельно он сумел собрать уникальную коллекцию автомобилей. Среди них есть и LADA EVA, притом в двух исполнениях: дневном (без дополнительных прожекторов) и ночном (с четырьмя мощными фарами).
Стасис закончил карьеру автогонщика лишь в 2000 году и впоследствии возглавил наблюдательный совет крупного литовского банка, но вовремя успел из него выйти. С именем этого банка и его владельца российского бизнесмена Владимира Антонова связана авантюрная попытка возродить марку Spyker и купить шведский SAAB. Авантюра не удалась, а та попытка дорого обошлась Антонову — банк был ликвидирован.
Стасис Брундза
Ну а Стасис Брундза заслуженно почивает на лаврах и сейчас частый гость на различных автоспортивных соревнованиях. Он – легенда Литвы и президент Автомобильного Клуба. Из более чем 100 экспонатов Музея антикварных автомобилей и славы транспортного спорта (в Вильнюсе) основная часть экспозиции принадлежит Брундзе, который начал коллекционировать автомобили с 1979 года. Его личная коллекция Cadillac считается самой большой в Европе. В музее есть и Porsche 911, который Стасис выменял у болгарской сборной на две LADA-2105VFTS. Вот так тогда ценились вильнюсские машины.
Первые победы Стасис завоевал на ЗАЗ-965
А еще он — один из самых титулованных автоспортсменов и талантливый инженер-конструктор бывшего СССР. Шутка ли, но Стасис 10-кратный чемпион СССР по ралли и 3-кратный РСФСР.
Притом, это тот самый случай, когда человек сделал себя сам. Стасис начинал спортивную карьеру еще в 16 лет на «Запорожце» ЗАЗ-965, затем ездил на «Москвичах», почти 10 лет жил в Ижевске и принес заводской команде до сих пор не превзойденную спортивную славу.
С участием Брундзы раллийная слава ИЖмаша достигла пика
А уже в 1975 году Стасис пересел на LADA и через год занимает 2-е место на «Ралли Акрополис» на LADA 1600 – фактически ВАЗ-21011 с двигателем от «шестерки».
Совпадение или нет, но после успешного выступления Брундзы на Ралли Акрополис, продажи LADA в Греции увеличились вдвое
Именно под Брундзу и его команду на Вильнюсском авторемонтном заводе организовывают экспериментальный цех по выпуску спортивных автомобилей, который в последствии переименовывают в Вильнюсскую Фабрику транспортных средств (ВФТС), а затем и в ЭВА.
Пилоты сборной СССР несколько раз выиграли Кубок Социалистических стран в командном зачете и ряд этапов в личном именно на LADA-2105VFTS
Но физически автозавод заканчивают строить лишь к 1990 году и на новых площадях успевают выпустить лишь несколько десятков автомобилей. Тем не менее, аббревиатура EVA оставила свой яркий след в автомобильной истории и мозгах миллионов автомобилистов той поры.
Вот такой календарь с LADA EVA украшал и мою комнату. Но мой экземпляр, увы, не сохранился. А у многих он до сих пор висит.
Лично на меня LADA EVA оказала огромнейшее влияние. Я тогда понял, что автопром имеет еще такие просторы для усовершенствований, что к пределу еще не скоро придем. И этот путь будет захватывающим и интересным.
Похожие статьи:
24 март 2016, Четверг
Реклама Lada Vesta
03 март 2016, Четверг
Сборка двигателя LADA 1.8
04 февраль 2016, Четверг
Сборка LADA XRAY
01 декабрь 2015, Вторник
Реклама LADA Vesta
17 сентябрь 2015, Четверг
Производство Lada Vesta
Комментарии: