Экскурсия по музею ОАО "АвтоВАЗ"
Как бы по разному мы все не относились к продукции Автоваза, но тем не менее, это огромнейший исторический пласт, который хорошо бы хотя бы в общих чертах себе представлять. И очень наглядно, хотя и недостаточно полно, на мой взгляд, он представлен в Тольятти, в музее ОАО "Автоваз".
Предлагаю виртуально прогуляться по его залам и посмотреть с чего Автоваз начинался, а так же весьма интересные экспериментальные разработки, которые по тем или иным причинам не пошли в серийное производство.
Первый раз я побывал в Тольятти в июле 2016 года. Конечно же, я не мог не посетить знаменитый так называемый технический музей Автоваза, который был когда-то основан под патронажем концерна, но в 2014 году стал муниципальным и получил название «Парковый комплекс истории техники имени К. Г. Сахарова». Это грандиозный музей под открытым небом, на территории которого представлено огромное количество разнообразной техники и вооружения. Я был в шоке, но там есть даже настоящая подводная лодка. Я надеюсь, я еще напишу отдельный пост про этот музей, но на его территории был расположен один не очень большой крытый ангар, в котором я обнаружил те самые экспериментальные машины Автоваза и которым, собственно, и был посвящен тот первый пост. Почти через год, в июне 2017-го, по приглашению компании Datsun я снова попал в Тольятти, и после посещения линии сборки автомобилей, я снова увидел некоторых "старых знакомых". Только они уже стояли не в железном ангаре среди поля с военной техникой, а в бывших аудиториях Корпоративного университета Автоваза, где с 2011 года размещается музей истории ОАО "Автоваз". То есть, за прошедший год, как я понял, самые ценные экспонаты были перевезены сюда, а остальное осталось в ведении того самого муниципального музея имени К. Г. Сахарова.
Таким образом с предисловием покончено и я предлагаю начать нашу экскурсию. Знакомьтесь, источник вдохновения для создателей первой "копейки" — Fiat 124. На первый взгляд, отличий от ВАЗ-2101 не так уж и много, но в общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 (!) изменений. В наше время в это трудно поверить, но в Фиате не было боковых зеркал от слова вообще, в "копеечке" уже хоть одно, но поставили. На первом фото можно увидеть рядышком Фиат, ВАЗ-2101 (один и первых автомобилей серийной сборки, собран летом 1970 года) и ВАЗ-2103 с миллионным порядковым номером выпуска
В целом же, в первом зале музея всё выглядит достаточно скучновато. Если, конечно, вас не возбуждает желтая "Калина", на которой в 2010-ом устроил автопробег В. Путин, или "десятка" ручной сборки с кожаным салоном, подаренная Ельцину в 1994 г.
Впрочем, стоит отдельно упомянуть вот эту "девяносто девятую". На её кузов нанесены фамилии всех без исключения работников завода по состоянию на июль 1991 года. А это, на минуточку, порядка 100 000 человек. Так Волжский автомобильный завод отметил свое 25 - летие, а у тольяттинцев, приходящих в музей, по слухам, до сих пор популярна игра "найди себя".
В противоположном углу первого зала есть куда как более интересные экспонаты. Например, вот такая как бы "Нива" с электрохимическим генератором "Фотон", созданным в свое время для решения космических задач. Его "упаковали" в просторный багажник бывшего внедорожника, ставшего переднеприводным электромобилем. То бишь, по сути, ребята, это автомобиль с водородным двигателем. Называется он "Антэл-1", его создали совместно с РКК "Энергия" и показали на Пятом Московском автосалоне. Шороху, понятно, он наделал изрядно. Никто не ожидал, что в России смогли изготовить такое чудо инженерной мысли… Потом были еще проекты Антэл-2, Антэл-3 и Антэл-4, но про их вы уже, пожалуй, почитайте в интернете. Боюсь, что пост и так выйдет весьма объемным.
Переходим к легендарным внедорожникам от Автоваза. Красная "Нива", будучи абсолютно стоковой, "оттрубила" 11 лет на антарктической станции "Беллинсгаузен". Суммарный пробег "старушки" в условиях полного отсутствия дорог более 10 000 километров. Слева от нее 135-сильный прототип Lada Niva Sport, регулярно представлявший Волжский автозавод на международных ралли-рейдах. Общий пробег этого автомобиля составляет 200 000 километров. В 1995 году на ралли «Париж — Москва — Улан-Батор — Пекин», маршрут которого из-за сложности занесен в Книгу рекордов Гиннесса, российская команда заняла на этом аппарате второе место в классе Т-3.
Белый ВАЗ-2131 "Нива" в сентябре 1999 года своим ходом забрался в Гималаях на отметку 5726 метров над уровнем моря. Ниже люксовая "Нива" из юбилейной серии, выпущенная к 40-летию "Нивы". Крашенный бампер, оригинальный салон с рулем, обтянутым кожзамом, цвет "терра" и всего 438 экземпляров.
За ней в уголке притаились два маленьких электромобиля: "Лада Ока Электро" и "Эльф", пляжно-прогулочная машинка, которую разработали на ВАЗе в середине 1990-х годов. Было сделано всего несколько ходовых образцов и макетов, один из них и выставлен в музее. Экспонировался на выставках в Москве, Ницце, Париже. Мог развивать скорость до 115 км/ч и брать на борт до 300 кг груза. "Электро Ока" же могла разогнаться только до 90 км/ч и имела запас хода в городском цикле 80-90 км. "Заправлять" машину можно было от обычной сети переменного тока напряжением 220 В (не более 10 часов, если аккумуляторы были полностью разряжены).
Переходим в следующий зал.
Покажу отдельно совсем уж футуристическую "Ладу Рапан" и "Лада Рикша". При взгляде на них, конечно, трудно удержаться от вопросов "зачем" и "что курил автор". Рапан впервые показали на Московском автосалоне в 1996 году, а два года спустя представили в Париже. Просто концепт в стиле биодизайна. Рикша же является продолжением линейки гольф-каров от Автоваза
Спорткар LADA Revolution III. Оснащён 2-литровым бензиновым двигателем с турбонаддувом, который развивает максимальную мощность 245 л.с. при 6000 об/мин (крутящий момент составляет 310 Н·м при 5500 об/мин). Разгон с места до 100 км/ч осуществляется за 5,9 секунд.
Lada Samara T3.От "зубила" у неё остались буквально считанные детали: лобовое стекло, оптика, замки дверей и эмблема. Вместо несущего кузова конструкторы использовали трубчатую легкосплавную раму, обшитую углепластиковыми панелями. Двигатель и полноприводную трансмиссию с коробкой передач тоже взяли от Porsche.
Lada Granta Sport WTCC. Это тот случай, когда "таз" действительно валит. Пилот российской команды LADA Sport WTCC Роб Хафф на финальном этапе Чемпионата мира по турингу, состоявшемся 16 ноября 2014 года в Макао, к финишу пришел первым, показав еще при этом быстрейшее время круга.
Спортивно-раллийный прототип Lada Raid строили для участия в ралли "Париж-Дакар 2008". По задумке, двигатель Porsche объемом 3.8 литра и мощностью 380 л.с., секвентальная 6-ступенчатая коробка передач, топливный бак аж на 500 литров и время разгона до 100 км/ч – 6 секунд. По факту же, проект остался только в виде макета, у которого уже идет грустная трещина по левому борту.
Оставим гоночные болиды и перейдем к… родстерам. Да-да, были в истории Автоваза и такие. В комментариях к прошлому посту многие отмечали его и он действительно интересен. В работах по проектированию данного концепт-кара было занято всего пять человек. Силами этого небольшого коллектива буквально за полгода, практически с нуля была создана "Лада Родстер". Работы велись по методике Сбарро. В ней исключается этап создания макета. Все операции проводятся прямо на "живом" объекте. За счет небольшого веса, а именно 1150 кг, автомобиль получился более быстрым и динамичным. Машина оснащена двухлитровым 16-клапанным силовым агрегатом мощностью 105 л. с. К сожалению, проект тоже заглох.
Как и многие-многие другие. Например, ВАЗ-2151 "Неоклассика", которую показали в 2002 году на Московском автосалоне. Как следует из названия, этот автомобиль мог стать одним из вариантов для замены окончательно устаревшей "классики". Но не стал. Хотя машину действительно создавали с прицелом на серийное производство и хотели сделать максимально дешевой. В ее основе лежала древняя заднеприводная платформа с неразрезным задним мостом, двигатель от "Шеви-Нивы" и ее же коробка передач. Но до конвейера дело не дошло. Или вот еще один примерчик — ВАЗ-1121 "Ока-2". В ней было решено отказаться от вопиющего аскетизма первой "Оки" и добавить аудиосистему, электропакет, центральный замок и другие опции, без которых современный автомобиль уже сложно себе представить. Но после испытаний нескольких ходовых образцов проект тоже свернули.
Едем дальше. Парочка концептов из проекта Lada С (совместный проект Автоваза и канадской компании «Magna International», предусматривающий создание серии автомобилей С класса). Лада Силуэт (ВАЗ-2116) впервые продемонстрирован на Московском автомобильном шоу в 2004 году. Для проекта разрабатывалась совершенно новая переднеприводная платформа и двухлитровый двигатель. В перспективе планировались к производству варианты с дизельным двигателем и АКПП. Утверждалось, что этот семейный автомобиль увеличенного размера будет отличать интересный дизайн экстерьера и салона, высокий комфорт, качественные материалы, аккуратная сборка, усиленная безопасность и так далее. Увы. Та же песня и с Lada C Concept. Для 2007 года, на мой взгляд, это очень крутой проект. Ориентировочная стоимость автомобиля должна была составлять 450 тыс. рублей. В 2009 году ввиду глобального экономического кризиса проект был заморожен.
Давайте взглянем и на условно коммерческие машины. Тут, мне кажется, наоборот правильно сделали, что свернули. Пикап Lada Niva 2323 и фургон Lada Niva 2723. Оба без второго ряда и при этом с весьма скромным грузовым объемом. А так же адское чудище с не менее чудовищным названием "Lada Менеджер", внутри которого запрятан целый рабочий кабинет с диваном и шкафом чуть ли не красного дерева. Кому? Зачем? Непонятно.
Предлагаю виртуально прогуляться по его залам и посмотреть с чего Автоваз начинался, а так же весьма интересные экспериментальные разработки, которые по тем или иным причинам не пошли в серийное производство.
Первый раз я побывал в Тольятти в июле 2016 года. Конечно же, я не мог не посетить знаменитый так называемый технический музей Автоваза, который был когда-то основан под патронажем концерна, но в 2014 году стал муниципальным и получил название «Парковый комплекс истории техники имени К. Г. Сахарова». Это грандиозный музей под открытым небом, на территории которого представлено огромное количество разнообразной техники и вооружения. Я был в шоке, но там есть даже настоящая подводная лодка. Я надеюсь, я еще напишу отдельный пост про этот музей, но на его территории был расположен один не очень большой крытый ангар, в котором я обнаружил те самые экспериментальные машины Автоваза и которым, собственно, и был посвящен тот первый пост. Почти через год, в июне 2017-го, по приглашению компании Datsun я снова попал в Тольятти, и после посещения линии сборки автомобилей, я снова увидел некоторых "старых знакомых". Только они уже стояли не в железном ангаре среди поля с военной техникой, а в бывших аудиториях Корпоративного университета Автоваза, где с 2011 года размещается музей истории ОАО "Автоваз". То есть, за прошедший год, как я понял, самые ценные экспонаты были перевезены сюда, а остальное осталось в ведении того самого муниципального музея имени К. Г. Сахарова.
Таким образом с предисловием покончено и я предлагаю начать нашу экскурсию. Знакомьтесь, источник вдохновения для создателей первой "копейки" — Fiat 124. На первый взгляд, отличий от ВАЗ-2101 не так уж и много, но в общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 (!) изменений. В наше время в это трудно поверить, но в Фиате не было боковых зеркал от слова вообще, в "копеечке" уже хоть одно, но поставили. На первом фото можно увидеть рядышком Фиат, ВАЗ-2101 (один и первых автомобилей серийной сборки, собран летом 1970 года) и ВАЗ-2103 с миллионным порядковым номером выпуска
В целом же, в первом зале музея всё выглядит достаточно скучновато. Если, конечно, вас не возбуждает желтая "Калина", на которой в 2010-ом устроил автопробег В. Путин, или "десятка" ручной сборки с кожаным салоном, подаренная Ельцину в 1994 г.
Впрочем, стоит отдельно упомянуть вот эту "девяносто девятую". На её кузов нанесены фамилии всех без исключения работников завода по состоянию на июль 1991 года. А это, на минуточку, порядка 100 000 человек. Так Волжский автомобильный завод отметил свое 25 - летие, а у тольяттинцев, приходящих в музей, по слухам, до сих пор популярна игра "найди себя".
В противоположном углу первого зала есть куда как более интересные экспонаты. Например, вот такая как бы "Нива" с электрохимическим генератором "Фотон", созданным в свое время для решения космических задач. Его "упаковали" в просторный багажник бывшего внедорожника, ставшего переднеприводным электромобилем. То бишь, по сути, ребята, это автомобиль с водородным двигателем. Называется он "Антэл-1", его создали совместно с РКК "Энергия" и показали на Пятом Московском автосалоне. Шороху, понятно, он наделал изрядно. Никто не ожидал, что в России смогли изготовить такое чудо инженерной мысли… Потом были еще проекты Антэл-2, Антэл-3 и Антэл-4, но про их вы уже, пожалуй, почитайте в интернете. Боюсь, что пост и так выйдет весьма объемным.
Переходим к легендарным внедорожникам от Автоваза. Красная "Нива", будучи абсолютно стоковой, "оттрубила" 11 лет на антарктической станции "Беллинсгаузен". Суммарный пробег "старушки" в условиях полного отсутствия дорог более 10 000 километров. Слева от нее 135-сильный прототип Lada Niva Sport, регулярно представлявший Волжский автозавод на международных ралли-рейдах. Общий пробег этого автомобиля составляет 200 000 километров. В 1995 году на ралли «Париж — Москва — Улан-Батор — Пекин», маршрут которого из-за сложности занесен в Книгу рекордов Гиннесса, российская команда заняла на этом аппарате второе место в классе Т-3.
Белый ВАЗ-2131 "Нива" в сентябре 1999 года своим ходом забрался в Гималаях на отметку 5726 метров над уровнем моря. Ниже люксовая "Нива" из юбилейной серии, выпущенная к 40-летию "Нивы". Крашенный бампер, оригинальный салон с рулем, обтянутым кожзамом, цвет "терра" и всего 438 экземпляров.
За ней в уголке притаились два маленьких электромобиля: "Лада Ока Электро" и "Эльф", пляжно-прогулочная машинка, которую разработали на ВАЗе в середине 1990-х годов. Было сделано всего несколько ходовых образцов и макетов, один из них и выставлен в музее. Экспонировался на выставках в Москве, Ницце, Париже. Мог развивать скорость до 115 км/ч и брать на борт до 300 кг груза. "Электро Ока" же могла разогнаться только до 90 км/ч и имела запас хода в городском цикле 80-90 км. "Заправлять" машину можно было от обычной сети переменного тока напряжением 220 В (не более 10 часов, если аккумуляторы были полностью разряжены).
Переходим в следующий зал.
Покажу отдельно совсем уж футуристическую "Ладу Рапан" и "Лада Рикша". При взгляде на них, конечно, трудно удержаться от вопросов "зачем" и "что курил автор". Рапан впервые показали на Московском автосалоне в 1996 году, а два года спустя представили в Париже. Просто концепт в стиле биодизайна. Рикша же является продолжением линейки гольф-каров от Автоваза
Спорткар LADA Revolution III. Оснащён 2-литровым бензиновым двигателем с турбонаддувом, который развивает максимальную мощность 245 л.с. при 6000 об/мин (крутящий момент составляет 310 Н·м при 5500 об/мин). Разгон с места до 100 км/ч осуществляется за 5,9 секунд.
Lada Samara T3.От "зубила" у неё остались буквально считанные детали: лобовое стекло, оптика, замки дверей и эмблема. Вместо несущего кузова конструкторы использовали трубчатую легкосплавную раму, обшитую углепластиковыми панелями. Двигатель и полноприводную трансмиссию с коробкой передач тоже взяли от Porsche.
Lada Granta Sport WTCC. Это тот случай, когда "таз" действительно валит. Пилот российской команды LADA Sport WTCC Роб Хафф на финальном этапе Чемпионата мира по турингу, состоявшемся 16 ноября 2014 года в Макао, к финишу пришел первым, показав еще при этом быстрейшее время круга.
Спортивно-раллийный прототип Lada Raid строили для участия в ралли "Париж-Дакар 2008". По задумке, двигатель Porsche объемом 3.8 литра и мощностью 380 л.с., секвентальная 6-ступенчатая коробка передач, топливный бак аж на 500 литров и время разгона до 100 км/ч – 6 секунд. По факту же, проект остался только в виде макета, у которого уже идет грустная трещина по левому борту.
Оставим гоночные болиды и перейдем к… родстерам. Да-да, были в истории Автоваза и такие. В комментариях к прошлому посту многие отмечали его и он действительно интересен. В работах по проектированию данного концепт-кара было занято всего пять человек. Силами этого небольшого коллектива буквально за полгода, практически с нуля была создана "Лада Родстер". Работы велись по методике Сбарро. В ней исключается этап создания макета. Все операции проводятся прямо на "живом" объекте. За счет небольшого веса, а именно 1150 кг, автомобиль получился более быстрым и динамичным. Машина оснащена двухлитровым 16-клапанным силовым агрегатом мощностью 105 л. с. К сожалению, проект тоже заглох.
Как и многие-многие другие. Например, ВАЗ-2151 "Неоклассика", которую показали в 2002 году на Московском автосалоне. Как следует из названия, этот автомобиль мог стать одним из вариантов для замены окончательно устаревшей "классики". Но не стал. Хотя машину действительно создавали с прицелом на серийное производство и хотели сделать максимально дешевой. В ее основе лежала древняя заднеприводная платформа с неразрезным задним мостом, двигатель от "Шеви-Нивы" и ее же коробка передач. Но до конвейера дело не дошло. Или вот еще один примерчик — ВАЗ-1121 "Ока-2". В ней было решено отказаться от вопиющего аскетизма первой "Оки" и добавить аудиосистему, электропакет, центральный замок и другие опции, без которых современный автомобиль уже сложно себе представить. Но после испытаний нескольких ходовых образцов проект тоже свернули.
Едем дальше. Парочка концептов из проекта Lada С (совместный проект Автоваза и канадской компании «Magna International», предусматривающий создание серии автомобилей С класса). Лада Силуэт (ВАЗ-2116) впервые продемонстрирован на Московском автомобильном шоу в 2004 году. Для проекта разрабатывалась совершенно новая переднеприводная платформа и двухлитровый двигатель. В перспективе планировались к производству варианты с дизельным двигателем и АКПП. Утверждалось, что этот семейный автомобиль увеличенного размера будет отличать интересный дизайн экстерьера и салона, высокий комфорт, качественные материалы, аккуратная сборка, усиленная безопасность и так далее. Увы. Та же песня и с Lada C Concept. Для 2007 года, на мой взгляд, это очень крутой проект. Ориентировочная стоимость автомобиля должна была составлять 450 тыс. рублей. В 2009 году ввиду глобального экономического кризиса проект был заморожен.
Давайте взглянем и на условно коммерческие машины. Тут, мне кажется, наоборот правильно сделали, что свернули. Пикап Lada Niva 2323 и фургон Lada Niva 2723. Оба без второго ряда и при этом с весьма скромным грузовым объемом. А так же адское чудище с не менее чудовищным названием "Lada Менеджер", внутри которого запрятан целый рабочий кабинет с диваном и шкафом чуть ли не красного дерева. Кому? Зачем? Непонятно.
Похожие статьи:
26 февраль 2016, Пятница
Ведровер - новый концепт АвтоВАЗ (4 фото)
17 февраль 2015, Вторник
Дизайнер «АвтоВАЗа» обвиняет компанию Mitsubishi в плагиате (3 фото)
17 июль 2014, Четверг
АвтоВАЗ начал серийную сборку Datsun (31 фото)
05 сентябрь 2013, Четверг
Технический музей им. Сахарова в Тольятти (131 фото)
Комментарии: