Чэнь Сы: китаец, спасающий самоубийц (7 фото)
Очень грустная и одновременно оптимистичная история о людях, которые устали жить, и о тех, кто за них борется.
В китайской культуре, в отличие от японской, культа самоубийства нет. Менее воинственные и не такие категоричные, китайцы исторически склонны проще относиться к жизненным перипетиям и легче сносить удары судьбы, видя в них способ отшлифовать свое умение поддерживать внутреннюю гармонию. Тем не менее прорывное и несбалансированное развитие Китая в последние десятилетия не могло не наложить отпечаток на психику нации. Ускорение жизненного ритма в китайских мегаполисах привело к тому, что молодые люди здесь привыкли жить сегодняшним днем и потеряли присущую предкам способность мыслить столетиями. Современные китайцы не всегда могут «справиться с управлением» на крутом повороте судьбы и вынуждены прибегать к последнему способу освободиться от достигшего максимума внутреннего давления.
При этом человек, решившийся на самоубийство, зачастую выбирает для прощания с жизнью величественное и живописное место, в котором, как ни парадоксально, лучше всего чувствуется, как прекрасна жизнь, как безграничны силы природы или человека, сотворившие такое чудо. Именно так приобрели печальную славу мост «Золотые ворота» в американском Сан-Франциско, водопад Кьюсфоссен в Норвегии или утес Бичи-Хед в Великобритании. Психологи объясняют это желанием человека в последний раз приобщиться к вздымающемуся могуществу жизни и почувствовать, что он «возвращается домой» — в мир, покой и красоту.
В Китае тоже есть такое место — Большой мост через Янцзы в Нанкине. Построенный в 1968 году, этот мост — символ величия и самостоятельности китайской нации, поскольку это первый инфраструктурный объект такого масштаба, сооруженный без помощи советских инженеров. Действительно, когда оказываешься под его сводами, дыхание перехватывает от осознания массивности нависшей над тобой конструкции: он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый длинный мост, предназначенный одновременно и для автомобилей, и для поездов. Кажется, он теряется где-то под самыми облаками, хотя высота, по современным меркам, у него не очень большая — 85 м в главной опоре.
Забраться наверх с набережной можно разве что на лифте. 50-летние коричневые стены воскрешают в уме сцены великих социалистических строек, знакомые молодому поколению по фильмам и фотографиям. Сверху можно взглянуть на Янцзы — самую длинную и многоводную реку Евразии. Гигантский дракон катит свои широкие воды через весь Китай, а Нанкин находится вблизи его огромной дельты. Ощущение подавленности величием и бренности жизни человеческой песчинки здесь охватит и не самый отчаявшийся ум.
Официальной статистики самоубийств в Китае нет: вся информация засекречена. По некоторым данным, встречающимся в китайском интернете, за весь период существования моста с него спрыгнула тысяча человек. Однако другие источники утверждают, что таких несчастных набралось в два раза больше, что выводит Большой мост через Янцзы на первое место по количеству суицидов: даже «Золотые ворота» стали местом прощания с жизнью для полутора тысяч, хотя возведены были на 30 лет раньше.
2000 человек за 49 лет! Это три-четыре прерванные жизни в месяц. С другой стороны, в начале 2000-х произошло одно знаменательное событие, которое повлияло на статистику. В этом году житель Нанкина Чэнь Сы на добровольной основе в свободное от работы время стал патрулировать мост на всей его протяженности, что в разы сократило среднее число несчастных случаев.
Восхищенные интернет-почитатели давно дали Чэнь Сы почти мифическое прозвище «убеждающий жить с Моста через Янцзы» («Чанцзян дацяо цюаньшэнчжэ»). Первую жизнь он спас в 2002 году. Это была женщина, обманом вовлеченная в мошенническую пирамиду и решившая умереть, лишь бы избежать шантажа с вымогательством денег. Тогда еще случайный прохожий, Чэнь Сы вовремя заметил рассеянно стоящую у перил фигуру и, не мешкая, оттащил ее от края пропасти и передал в руки подоспевших врачей-психологов. О спасении женщины написали в местной газете. Заметку Чэнь Сы аккуратно вырезал и сложил в укромное место вместе со своей пропиской — документом, который для китайца почти так же важен, как удостоверение личности. Благодаря этому случаю Чэнь Сы осенило: оказывается, спасение жизни — не что-то за гранью фантастики.
19 сентября 2003 года Чэнь Сы впервые вышел на патрулирование моста — в порядке личной инициативы, не ожидая никакого вознаграждения. По будням он работает в логистической компании. А в выходные и праздники садится на свой электробайк и едет к Большому мосту 25 км, целые дни проводя в зорком наблюдении за прохожими. Истории тех, кто решил свести счеты с жизнью, Чэнь Сы записывает в «Дневнике Большого моста»:
«Девушка занималась проституцией, чтобы скопить своему парню денег на учебу за рубежом… Парень уехал учиться вместе с другой девушкой».
«Молодой мужчина своими руками сколотил себе небольшой бизнес и приличное состояние… И проиграл все в казино в одну ночь».
За 14 лет была исписана не одна тетрадь. Больше половины попытавшихся спрыгнуть с моста людей — не местные молодые люди без образования: приехали в Нанкин на заработки, работа адская, ни единой родной души, не на кого опереться. Другие — несчастные влюбленные. Мало ли таких в наше время?..
Как понять, что человек хочет свести счеты с жизнью? Чэнь Сы говорит: нужно смотреть на глаза, на движения. Если походка тяжелая, взгляд пустой и рассеянный, сел и сидит минут десять без движения, в руках ни кошелька, ни телефона, губы плотно сжаты — тогда стоит держаться к нему поближе, наблюдать.
Разоблаченного человека Чэнь Сы старается успокоить, используя несколько приемов, которым научился у психологов. Потом он провожает их на «сердечную станцию» — в домик из двух комнат, с четырьмя кроватями, где люди живут от недели до месяца, пытаясь прийти в себя. Деньги за аренду Чэнь Сы платит из своего кармана. Раньше он приводил самоубийц в маленький отель, но директор в конце концов запретил: «А если они тут у меня удавиться решат? Кто ответственность понесет?»
На «сердечной станции» много фотографий Чэнь Сы с разными важными лицами города и страны, выражающими ему благодарность. «Это я не чтобы похвастаться, а чтобы люди видели, что я не просто так, я смогу им помочь», — говорит Чэнь Сы. Вместе с другими волонтерами он всячески занимает досуг спасенных: организуются прогулки и занятия спортом, каллиграфией и, конечно, ужины и посиделки за бутылкой пива, после чего сердце людей размягчается, многие плачут и обещают начать новую жизнь.
С октября 2016 года Большой мост находится на ремонте и закрыт для машин и прохожих. Однако Чэнь Сы знает: мрачный магнетизм этого места все равно притягивает людей. Теперь он патрулирует берега Янцзы на 10 км в обе стороны от моста. Задача стала сложнее: видимость здесь хуже, а несчастные смертники, завидев патруль, могут легко спрятаться за густым прибрежным тростником. Волнами с берегов смывает и вновь выносит на песок теперь уже бесхозную обувь — потрепанные пары ботинок, сброшенные своими владельцами, чтобы легче было перелезть через полутораметровое заграждение. За годы патрулирования Чэнь Сы подобрал около 40 таких пар, пытаясь с горечью разгадать кроющиеся за ними истории — «еще одного не спас».
Городские власти поставили на каждом берегу возле моста по железной табличке с мотивационными фразами вроде призывов ценить жизнь, подумать о горе близких и т. д. Зная психологию самоубийц чуточку лучше, Чэнь Сы смастерил похожие плакаты с более доходчивыми словами и расставил их теснее по берегам реки. Однако со временем от десяти штук осталось всего две. «Может, хулиганы продали на металлолом, может, муниципальная полиция конфисковала — уж не знаю», — говорит патрульный.
Чэнь Сы — человек не религиозный. Но он часто ходит в храмы ставить благовония за выздоровление тех, кого он спас, и покой тех, кого спасти не удалось. «Несмотря на все мои усилия, чаще всего я чувствую беспомощность. Иногда человек спрыгивает с моста всего в 10 м от тебя. Ты просто не подоспел. В таких ситуациях я немедленно отворачиваюсь и ухожу. Иначе мне никогда не забыть их лиц», — говорит Чэнь Сы.
Каждое Рождество он, волонтеры, некоторые знакомые психологи скорой помощи и, конечно, кто-то из самих спасенных собираются на «сердечной станции» за ужином и делятся своими впечатлениями — тем, что удивительного каждый день преподносит им жизнь.
За 14 лет патрульный-доброволец Чэнь Сы спас 325 человек.
В китайской культуре, в отличие от японской, культа самоубийства нет. Менее воинственные и не такие категоричные, китайцы исторически склонны проще относиться к жизненным перипетиям и легче сносить удары судьбы, видя в них способ отшлифовать свое умение поддерживать внутреннюю гармонию. Тем не менее прорывное и несбалансированное развитие Китая в последние десятилетия не могло не наложить отпечаток на психику нации. Ускорение жизненного ритма в китайских мегаполисах привело к тому, что молодые люди здесь привыкли жить сегодняшним днем и потеряли присущую предкам способность мыслить столетиями. Современные китайцы не всегда могут «справиться с управлением» на крутом повороте судьбы и вынуждены прибегать к последнему способу освободиться от достигшего максимума внутреннего давления.
При этом человек, решившийся на самоубийство, зачастую выбирает для прощания с жизнью величественное и живописное место, в котором, как ни парадоксально, лучше всего чувствуется, как прекрасна жизнь, как безграничны силы природы или человека, сотворившие такое чудо. Именно так приобрели печальную славу мост «Золотые ворота» в американском Сан-Франциско, водопад Кьюсфоссен в Норвегии или утес Бичи-Хед в Великобритании. Психологи объясняют это желанием человека в последний раз приобщиться к вздымающемуся могуществу жизни и почувствовать, что он «возвращается домой» — в мир, покой и красоту.
В Китае тоже есть такое место — Большой мост через Янцзы в Нанкине. Построенный в 1968 году, этот мост — символ величия и самостоятельности китайской нации, поскольку это первый инфраструктурный объект такого масштаба, сооруженный без помощи советских инженеров. Действительно, когда оказываешься под его сводами, дыхание перехватывает от осознания массивности нависшей над тобой конструкции: он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый длинный мост, предназначенный одновременно и для автомобилей, и для поездов. Кажется, он теряется где-то под самыми облаками, хотя высота, по современным меркам, у него не очень большая — 85 м в главной опоре.
Забраться наверх с набережной можно разве что на лифте. 50-летние коричневые стены воскрешают в уме сцены великих социалистических строек, знакомые молодому поколению по фильмам и фотографиям. Сверху можно взглянуть на Янцзы — самую длинную и многоводную реку Евразии. Гигантский дракон катит свои широкие воды через весь Китай, а Нанкин находится вблизи его огромной дельты. Ощущение подавленности величием и бренности жизни человеческой песчинки здесь охватит и не самый отчаявшийся ум.
Официальной статистики самоубийств в Китае нет: вся информация засекречена. По некоторым данным, встречающимся в китайском интернете, за весь период существования моста с него спрыгнула тысяча человек. Однако другие источники утверждают, что таких несчастных набралось в два раза больше, что выводит Большой мост через Янцзы на первое место по количеству суицидов: даже «Золотые ворота» стали местом прощания с жизнью для полутора тысяч, хотя возведены были на 30 лет раньше.
2000 человек за 49 лет! Это три-четыре прерванные жизни в месяц. С другой стороны, в начале 2000-х произошло одно знаменательное событие, которое повлияло на статистику. В этом году житель Нанкина Чэнь Сы на добровольной основе в свободное от работы время стал патрулировать мост на всей его протяженности, что в разы сократило среднее число несчастных случаев.
Восхищенные интернет-почитатели давно дали Чэнь Сы почти мифическое прозвище «убеждающий жить с Моста через Янцзы» («Чанцзян дацяо цюаньшэнчжэ»). Первую жизнь он спас в 2002 году. Это была женщина, обманом вовлеченная в мошенническую пирамиду и решившая умереть, лишь бы избежать шантажа с вымогательством денег. Тогда еще случайный прохожий, Чэнь Сы вовремя заметил рассеянно стоящую у перил фигуру и, не мешкая, оттащил ее от края пропасти и передал в руки подоспевших врачей-психологов. О спасении женщины написали в местной газете. Заметку Чэнь Сы аккуратно вырезал и сложил в укромное место вместе со своей пропиской — документом, который для китайца почти так же важен, как удостоверение личности. Благодаря этому случаю Чэнь Сы осенило: оказывается, спасение жизни — не что-то за гранью фантастики.
19 сентября 2003 года Чэнь Сы впервые вышел на патрулирование моста — в порядке личной инициативы, не ожидая никакого вознаграждения. По будням он работает в логистической компании. А в выходные и праздники садится на свой электробайк и едет к Большому мосту 25 км, целые дни проводя в зорком наблюдении за прохожими. Истории тех, кто решил свести счеты с жизнью, Чэнь Сы записывает в «Дневнике Большого моста»:
«Девушка занималась проституцией, чтобы скопить своему парню денег на учебу за рубежом… Парень уехал учиться вместе с другой девушкой».
«Молодой мужчина своими руками сколотил себе небольшой бизнес и приличное состояние… И проиграл все в казино в одну ночь».
За 14 лет была исписана не одна тетрадь. Больше половины попытавшихся спрыгнуть с моста людей — не местные молодые люди без образования: приехали в Нанкин на заработки, работа адская, ни единой родной души, не на кого опереться. Другие — несчастные влюбленные. Мало ли таких в наше время?..
Как понять, что человек хочет свести счеты с жизнью? Чэнь Сы говорит: нужно смотреть на глаза, на движения. Если походка тяжелая, взгляд пустой и рассеянный, сел и сидит минут десять без движения, в руках ни кошелька, ни телефона, губы плотно сжаты — тогда стоит держаться к нему поближе, наблюдать.
Разоблаченного человека Чэнь Сы старается успокоить, используя несколько приемов, которым научился у психологов. Потом он провожает их на «сердечную станцию» — в домик из двух комнат, с четырьмя кроватями, где люди живут от недели до месяца, пытаясь прийти в себя. Деньги за аренду Чэнь Сы платит из своего кармана. Раньше он приводил самоубийц в маленький отель, но директор в конце концов запретил: «А если они тут у меня удавиться решат? Кто ответственность понесет?»
На «сердечной станции» много фотографий Чэнь Сы с разными важными лицами города и страны, выражающими ему благодарность. «Это я не чтобы похвастаться, а чтобы люди видели, что я не просто так, я смогу им помочь», — говорит Чэнь Сы. Вместе с другими волонтерами он всячески занимает досуг спасенных: организуются прогулки и занятия спортом, каллиграфией и, конечно, ужины и посиделки за бутылкой пива, после чего сердце людей размягчается, многие плачут и обещают начать новую жизнь.
С октября 2016 года Большой мост находится на ремонте и закрыт для машин и прохожих. Однако Чэнь Сы знает: мрачный магнетизм этого места все равно притягивает людей. Теперь он патрулирует берега Янцзы на 10 км в обе стороны от моста. Задача стала сложнее: видимость здесь хуже, а несчастные смертники, завидев патруль, могут легко спрятаться за густым прибрежным тростником. Волнами с берегов смывает и вновь выносит на песок теперь уже бесхозную обувь — потрепанные пары ботинок, сброшенные своими владельцами, чтобы легче было перелезть через полутораметровое заграждение. За годы патрулирования Чэнь Сы подобрал около 40 таких пар, пытаясь с горечью разгадать кроющиеся за ними истории — «еще одного не спас».
Городские власти поставили на каждом берегу возле моста по железной табличке с мотивационными фразами вроде призывов ценить жизнь, подумать о горе близких и т. д. Зная психологию самоубийц чуточку лучше, Чэнь Сы смастерил похожие плакаты с более доходчивыми словами и расставил их теснее по берегам реки. Однако со временем от десяти штук осталось всего две. «Может, хулиганы продали на металлолом, может, муниципальная полиция конфисковала — уж не знаю», — говорит патрульный.
Чэнь Сы — человек не религиозный. Но он часто ходит в храмы ставить благовония за выздоровление тех, кого он спас, и покой тех, кого спасти не удалось. «Несмотря на все мои усилия, чаще всего я чувствую беспомощность. Иногда человек спрыгивает с моста всего в 10 м от тебя. Ты просто не подоспел. В таких ситуациях я немедленно отворачиваюсь и ухожу. Иначе мне никогда не забыть их лиц», — говорит Чэнь Сы.
Каждое Рождество он, волонтеры, некоторые знакомые психологи скорой помощи и, конечно, кто-то из самих спасенных собираются на «сердечной станции» за ужином и делятся своими впечатлениями — тем, что удивительного каждый день преподносит им жизнь.
За 14 лет патрульный-доброволец Чэнь Сы спас 325 человек.
Похожие статьи:
14 март 2017, Вторник
Китайцы показали концепт электромобиля будущего NIO EVE (8 фото)
02 март 2016, Среда
Китайцы потеряли ребенка
27 июль 2015, Понедельник
История 66 шимпанзе, брошенных на произвол судьбы (10 фото)
20 ноябрь 2013, Среда
30 000 000 китайцев живут в пещерах
Комментарии: